Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина перед голосованием по проекту резолюции Совета Безопасности ООН по ситуации на Украине

Г-жа Председатель,

Мы неоднократно излагали в этом зале суть российской позиции в отношении генезиса и развития внутреннего кризиса на Украине. Этот общий контекст важен для понимания нашего отношения к подготовленному делегацией США и выносимому сегодня на голосование проекту резолюции Совета Безопасности ООН.

Ни для кого не секрет, что Российская Федерация проголосует против предложенного проекта. Мы не можем согласиться с его основным посылом – объявить не имеющим юридической силы запланированный на 16 марта референдум, в ходе которого сами жители Республики Крым должны определить свое будущее. Подобная философия авторов текста идет вразрез с одним из базовых принципов международного права – принципом равноправия и самоопределения народов, закрепленным в статье 1 Устава ООН. Данный принцип подтвержден в Декларации ООН о принципах международного права 1970 года, целом ряде других решений Генассамблеи ООН, в Хельсинкском заключительном акте 1975 года.

Мы не оспариваем принцип территориальной целостности государств. Он, безусловно, очень важен. Понятно и то, что реализация права на самоопределение в виде отделения от существующего государства – это неординарная мера, применяемая тогда, когда дальнейшее совместное существование в рамках одного государства становится невозможным. Причем, как показывает практика осуществления права народов на самоопределение, в большинстве случаев оно осуществлялось без согласия центральных властей государств.

Применительно к Крыму такой случай, очевидно, возник в результате правового вакуума, появившегося в результате неконституционного вооруженного государственного переворота, осуществленного в Киеве национал-радикалами в феврале 2014 г., как и прямых угроз со стороны последних навести "свой порядок" на территории всей Украины.

Следует также отметить, что все общепризнанные принципы международного права тесно взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в свете других принципов международного права, конкретных политических обстоятельств и исторической специфики.

Между тем, политико-правовой и исторический фон сегодняшних украинских событий весьма непрост. Нелишним было бы напомнить в этой связи, что до 1954 г. Крым был частью Российской Федерации. Украине он был передан в нарушение действовавших в то время норм советского законодательства и без учета мнения на этот счет населения Крыма, оставаясь, тем не менее, в рамках единого государства – СССР. В момент распада СССР Крым оказался в составе Украины автоматически. Мнением народа Крыма опять-таки никто не поинтересовался. После распада СССР на протяжении более чем 20 лет Крым пытался реализовать свое право на самоопределение. В январе 1991 г. в Крымской области был проведен референдум, в результате которого был принят закон Украины о восстановлении Крымской автономии. В сентябре 1991 г. Верховный совет Крыма принял "Декларацию о государственном суверенитете". В 1992 г. была принята Конституция Крыма, провозгласившая Крым независимым государством в составе Украины. Однако в 1995 г. решением Верховной рады Украины и президента Украины она была отменена без согласия народа Крыма.

Целый ряд других аргументов в пользу законности крымского референдума мы приводили в ходе заседания Совета Безопасности 13 марта.

В заключение хотели бы подтвердить, что мы будем уважать волеизъявление крымского народа в ходе предстоящего 16 марта референдума.