Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина перед голосованием по проекту резолюции Совета Безопасности ООН по ситуации на Украине
Г-жа Председатель,
Мы неоднократно излагали в этом зале суть российской позиции в отношении генезиса и развития внутреннего кризиса на Украине. Этот общий контекст важен для понимания нашего отношения к подготовленному делегацией США и выносимому сегодня на голосование проекту резолюции Совета Безопасности ООН.
Ни для кого не секрет, что Российская Федерация проголосует против предложенного проекта. Мы не можем согласиться с его основным посылом – объявить не имеющим юридической силы запланированный на 16 марта референдум, в ходе которого сами жители Республики Крым должны определить свое будущее. Подобная философия авторов текста идет вразрез с одним из базовых принципов международного права – принципом равноправия и самоопределения народов, закрепленным в статье 1 Устава ООН. Данный принцип подтвержден в Декларации ООН о принципах международного права 1970 года, целом ряде других решений Генассамблеи ООН, в Хельсинкском заключительном акте 1975 года.
Мы не оспариваем принцип территориальной целостности государств. Он, безусловно, очень важен. Понятно и то, что реализация права на самоопределение в виде отделения от существующего государства – это неординарная мера, применяемая тогда, когда дальнейшее совместное существование в рамках одного государства становится невозможным. Причем, как показывает практика осуществления права народов на самоопределение, в большинстве случаев оно осуществлялось без согласия центральных властей государств.
Применительно
к Крыму такой случай, очевидно, возник в результате правового вакуума,
появившегося в результате неконституционного вооруженного государственного
переворота, осуществленного в Киеве национал-радикалами в феврале
Следует также отметить, что все общепризнанные принципы международного права тесно взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в свете других принципов международного права, конкретных политических обстоятельств и исторической специфики.
Между
тем, политико-правовой и исторический фон сегодняшних украинских событий весьма
непрост. Нелишним было бы напомнить в этой связи, что до
Целый ряд других аргументов в пользу законности крымского референдума мы приводили в ходе заседания Совета Безопасности 13 марта.
В заключение хотели бы подтвердить, что мы будем уважать волеизъявление крымского народа в ходе предстоящего 16 марта референдума.