Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и.o. Постоянного представителя при ООН Д.А.Полянского на заседании Совета Безопасности ООН по гуманитарной ситуации в Сирии

Г-н Председатель,

Признательны за брифинг г-же Р.Гелани.

В столице Казахстана прошла одиннадцатая Международная встреча в рамках Астанинского процесса, в ходе которой обсуждались вопросы продвижения политического урегулирования на основе наработок Женевы и Сочи, дальнейшего улучшения обстановки «на земле» и развития мер доверия между сирийскими сторонами. Благодарим казахстанских партнёров за неизменное гостеприимство.

По итогам встречи согласовано совместное заявление. Страны-гаранты, подчеркнувшие решимость укреплять трёхстороннюю координацию, среди прочего отвергли все попытки создать новые реалии «на земле» под предлогом борьбы с терроризмом и выразили решимость противостоять сепаратистским планам, направленным на подрыв суверенитета и территориальной целостности Сирии, а также национальной безопасности соседних стран.

Иран, Россия и Турция приветствовали успешную реализацию 24 ноября 2018 года «пилотного проекта» по обмену насильственно удерживаемыми лицами, который стал шагом вперёд в укреплении доверия между сирийскими сторонами.

В целом ситуация на большей части территории Сирии стабильная. Несмотря на сохраняющиеся проблемы, налицо тенденция к оздоровлению на гуманитарном направлении, наиболее заметная на контролируемых Дамаском территориях. Пожалуй, преждевременно еще подводить итоги года, но мы считаем, например, большим достижением то, что из нашей повестки дня полностью ушла тема так называемых «блокированных районов».

В то же время нас беспокоит рост количества нарушений режима прекращения боевых действий в зоне деэскалации «Идлиб». На прошлой неделе произошёл особенно тревожный инцидент, когда базирующиеся внутри зоны боевики обстреляли жилые кварталы Алеппо снарядами с отравляющими веществами – об этом сегодня уже говорилось. Есть пострадавшие. Рассчитываем, что Организация по запрещению химического оружия своевременно предпримет необходимые шаги в связи с обращением Дамаска.

До этого боевики аффилированного с «Аль-Каидой» незаконного вооружённого формирования «Хуррас ад-Дин» совершили нападение на расположение правительственных войск в районе Джурин. При отражении этой атаки погибли восемнадцать военнослужащих.

Г-н Председатель,

Страны-гаранты Астанинского процесса будут наращивать усилия по обеспечению соблюдения режима прекращения боевых действий и подтверждают готовность полностью выполнять Меморандум о стабилизации в Идлибе от 17 сентября 2018 года. В то же время важно понимать, что важность устойчивого прекращения огня не отменяет необходимости продолжения эффективной борьбы с терроризмом.

Набирает силу поток возвращающихся в родные дома беженцев и внутренне перемещённых лиц. Из Ливана и Иордании в среднем за сутки прибывает до тысячи человек. Сирийские власти в пределах имеющихся возможностей прилагают значительные усилия, с тем чтобы создать своим гражданам благоприятные условия. Вносятся полезные коррективы на законодательном уровне.

Как мы не раз подчёркивали, в этот критический момент международное сообщество должно сообща «подставить плечо» сирийцам для скорейшего преодоления разрухи и налаживания нормального быта людей, добровольно решивших вернуться на родину. Страны-гаранты Астанинского процесса призвали международное сообщество, особенно ООН и её гуманитарные агентства, увеличить содействие Сирии, в том числе через наращивание гуманитарных поставок и восстановление объектов гражданской инфраструктуры.

Пока же приходится констатировать, что в некоторых западных столицах не доросли до этого понимания, обставляя содействие в восстановлении политическими условиями. Это антигуманный подход. Бывает и так, что запугивают других, кто, например, посмеет действовать в обход незаконных односторонних санкций. Это также недопустимо.

После ликвидации террористического присутствия в южных предместьях Дамаска сирийские власти разрабатывают проект восстановления лагеря палестинских беженцев «Ярмук». В настоящее время ведётся расчистка улиц. Полагаем, что зарубежные доноры, традиционно неравнодушные к судьбе палестинцев, могли бы принять участие в реализации этих планов.

Положение в секторе здравоохранения остаётся очень серьёзным. Согласно подготовленному страновым офисом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Общесирийскому плану операций на 2019 год», сохраняется потребность в гуманитарном медицинском содействии, особенно во вновь освобождённых районах. Закрыты или функционируют частично более половины медицинских учреждений. Из-за нарушенных схем поставок остро ощущается нехватка лекарств, необходимых для лечения распространённых заболеваний. Треть населения использует воду из ненадёжных источников. Всё это стало причиной вспышек в уходящем году кори, лейшманиоза и диареи. Важно, что ВОЗ нацеливается на восстановление потенциала местных властей в оказании медицинской помощи.

Мы постоянно указываем на недопустимость сохранения односторонних санкций против Сирии, серьёзно ограничивающих возможности властей приобретать лекарства и медицинское оборудование.

Г-н Председатель,

К сожалению, не становится меньше вопросов к действиям ведомой США «коалиции», находящейся на сирийской земле в нарушение базовых принципов международного права. Вызывает глубокую обеспокоенность продолжающееся наращивание американского военного присутствия на левом берегу Евфрата. По данным прессы, количество военных баз США в Сирии уже достигло девятнадцати. Темпы оккупации и закрепления квазигосударственных структур «на земле» растут, и это осложняет перспективы политического урегулирования.

Военная операция в районе Хаджина в провинции Дейр-эз-Зор, заявленная в качестве антиигиловской, не наносит существенного урона террористам. Вместо этого, как мы услышали в том числе от г-жи Гелани, её жертвами раз за разом становятся мирные жители, и это всё сложнее отрицать. Сирийцы шлют отчаянные письма в Совет Безопасности, но особого международного резонанса мы почему-то не замечаем. Как и не видим реакции на факты обнаружения массовых захоронений жертв воздушных бомбардировок упомянутой мною «коалиции» в Ракке.

Кстати, бросается в глаза расхождение в статистике: в докладе Генерального секретаря говорится о тысяче откопанных тел, в то время как в направленном сирийской стороной письме членам Совета Безопасности эта цифра выше в четыре раза. По некоторым сведениям, США отказываются рассматривать вопрос о выплате компенсаций за погибших в Ракке.

На этом фоне неподдельное возмущение вызывают то и дело открывающиеся подробности поддержки отдельными западными столицами вооружённых группировок сирийской оппозиции, которая оборачивалась передачей вооружений и других материальных средств террористам. При этом общественность держали в неведении или намеренно вводили в заблуждение.

Те, кто имеют влияние на военизированные группировки, контролирующие отдельные районы на северо-востоке Сирии, должны, на наш взгляд, убедить своих подопечных исправить ситуацию с недопуском школьников в учебные заведения на правительственных территориях. Об этом мы также услышали в докладе г-жи Гелани. Такую практику иначе как варварской не назовешь. В Дамаске, между прочим, делают всё возможное, чтобы обеспечить непрерывный учебный процесс на всей территории Сирии.

В целом, следует признать, самозваные «местные советы», пользующиеся поддержкой внешних союзников, подчас проводят на северо-востоке дискриминационную политику, ведущую к изменению исторически сложившегося состава населения.

Крайне неблагополучной остаётся ситуация в лагере «Рукбан». Состоявшаяся в начале ноября гуманитарная операция была неудовлетворительной с организационной точки зрения. Представители ООН и Сирийского общества Красного Полумесяца не были допущены внутрь оккупированной американскими военными 55-километровой зоны вокруг базы «Ат-Танф». Распределением помощи занимались боевики вооружённой группировки «Магавир ас-Саура». В отсутствие необходимого контроля значительная часть гуманитарного содействия не дошла до тех, кто в нём нуждался. Далеко не все смогли пройти вакцинацию, так как она осуществлялась на удалении от лагеря.

Трудно рассчитывать, что после таких грубых ошибок сирийское правительство, не осуществляющее властного контроля в районе лагеря, сможет легко выдать разрешение на проводку нового гуманитарного конвоя. Именно США, которые несут полную ответственность за положение гражданских лиц в данном районе, должны обеспечить безопасность гуманитарных операций в «Рукбане», не перекладывая выполнение этой задачи на незаконные вооружённые формирования.

В доставке и распределении гумпомощи должны участвовать гуманитарщики ООН с привлечением авторитетных организаций, например, Международного комитета Красного Креста и Сирийского общества Красного Полумесяца. Настоятельно призываем взвесить перспективы организации постоянного гуманитарного коридора к «Рукбану». А в целом нужно нацеливаться на постепенное расформирование этого лагеря с расселением его обитателей.

Мы готовы к продолжению консультаций с ООН, правительством Сирии, американскими и иорданскими коллегами. Однако реально решить проблему можно только путём прекращения оккупации вокруг «Ат-Танфа», а не разовыми гуманитарными акциями.

Кстати говоря, один из террористов ИГИЛ, взятый в плен в ходе спецоперации по освобождению друзских заложниц в районе плато Ас-Сафа на востоке Сувейды, показал, что он и его подельники получали оружие, боеприпасы и продовольствие с территории, окружающей базу «Ат-Танф». Следовало бы как положено разобраться с тем, что происходит в этой «серой зоне».

Весьма тревожен факт рекордно низкого за последние тридцать лет урожая пшеницы в Сирии, ставшего, в частности, следствием засухи. Профильным структурам системы ООН следует помочь в этой связи поддержанию продовольственной безопасности страны, в том числе в плане восстановления семенного фонда важнейших зерновых культур.

Г-н Председатель,

Сохраняется большая неопределённость с трансграничными поставками гуманитарного содействия в Сирию в рамках временного механизма, введённого резолюцией 2165 Совета Безопасности ООН. Несмотря на настойчивые уверения в его прозрачности, таковой там нет и в помине. На территории Сирии всё отдано на откуп неким «третьим сторонам» и «партнёрам», которых членам Совета почему-то стесняются назвать.

Есть свидетельства того, что часть поступающей извне гуманитарной помощи изымается и складируется распоряжающейся в Идлибе «Джабхат ан-Нусрой» и её сателлитами. Группировки промышляют поборами на контрольно-пропускных пунктах вдоль линии разграничения. Курируемые террористами «местные органы» облагают данью крестьян и предпринимателей.

В докладе Генерального секретаря эта проблема мельком затрагивается: приводится ссылка на злоупотребления на погранпереходе «Баб аль-Хава». Однако имеющееся описание не передаёт масштаба этих манипуляций с участием «Джабхат ан-Нусры». По имеющимся данным, в 2015-2016 годах силы, контролирующие с сирийской стороны упомянутый переход, зарабатывали по два миллиона долларов в месяц. Трудно представить, что в ООН не были осведомлены о подобном размахе.

Проведённый Генеральным секретарём обзор ситуацию нисколько не прояснил. А реальность такова, что обстановка «на земле» в Сирии существенно изменилась, и это должно повлечь сопоставимые по масштабу донастройки трансграничного механизма.

Благодарю за внимание.