Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя России при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по «химическому досье» Сирии

Г-н Председатель,

Признательны за брифинг г-же И.Накамицу.

Так называемое «химическое досье» Сирии, рассматриваемое Советом Безопасности каждый месяц, отдельные западные государства давно превратили в инструмент давления на власти в Дамаске - инструмент, разрушающий устои международного сотрудничества в области нераспространения оружия массового уничтожения.

Запасы химического оружия были вывезены из Сирии и ликвидированы под надзором ОЗХО. Объекты бывшей военно-химической программы – уничтожены. Проверки научно-исследовательского центра не показали незаявленной активности, а после ракетных ударов США и их союзников по этим сооружениям инспекционные мероприятия и вовсе потеряли смысл.

Сугубо ритуальной стала тема первоначального сирийского объявления по Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО). Правительство Сирии все эти годы добросовестно взаимодействует с Техническим секретариатом ОЗХО. Оно предоставляет все имеющиеся у него сведения, но число так называемых «неурегулированных вопросов» только увеличивается. Наступил момент, когда у Дамаска больше нет дополнительных данных. Все возможности для прояснения целого ряда аспектов исчерпаны, но они искусственно поддерживаются на повестке дня.

Расследования, проведённые бывшим Совместным механизмом ОЗХО-ООН (СМР), вошли в историю вопиющим непрофессионализмом и запредельной политизированностью. Они искусственно подгонялись под одну цель – замарать международную репутацию сирийских властей. Наши попытки привести работу СМР в соответствие со стандартами КЗХО жёстко блокировались. Закономерным итогом этих манипуляций стало закрытие механизма.

К этому следует добавить, что мы пока не услышали вразумительных разъяснений от Секретариата ООН, насколько эффективно соблюдаются принципы конфиденциальности и неприкосновенности архивов бывшего СМР, зафиксированные в его круге ведения. До нас доходит информация, что имеют место недопустимые утечки чувствительных данных. Они должны быть незамедлительно пресечены.

Не удаётся пока выправить параметры деятельности Миссии ОЗХО по установлению фактов в Сирии (МУФС), которая предпочитает работать дистанционно, основывая свои изыскания на сомнительных источниках, заведомо враждебных сирийским властям. Попытки реформирования Миссии на основе положений КЗХО встречают мощное сопротивление тех, кого устраивает такое положение вещей.

Тем временем оппоненты Дамаска продолжают конструировать новые структуры. Разумеется, по своим собственным правилам игры, в результате чего ОЗХО в последнее время буквально трещит по швам. В июне абсолютным меньшинством голосов государств-участников Химконвенции было продавлено решение, наделяющее организацию в Гааге функцией определения ответственных в применении химического оружия. Это нелегитимное решение, поскольку оно не соответствует духу и букве КЗХО и потребовало бы внесения в текст Конвенции существенных поправок при согласии на то всех государств-участников. Кроме того, налицо вторжение в исключительные прерогативы Совета Безопасности ООН.

Застрельщики этой инициативы теперь пытаются выбить бюджетные средства на выполнение решения по атрибуции и подверстать под эти цели программу работы ОЗХО на будущий год. Это сопровождается нарушениями правил процедуры и жёстким давлением на участников Химконвенции. ОЗХО, которая изначально была эффективным механизмом международного контроля в области химического разоружения, теряет авторитет и превращается в инструмент политического давления на неугодные страны.

На этом фоне продолжает поступать тревожная информация о том, что террористические группировки в Сирии во взаимодействии с «Белыми касками» не прекращают приготовления к масштабным провокациям с применением отравляющих веществ. Сирийские коллеги регулярно доводят эти сигналы до сведения членов Совета Безопасности.

Такими данными обладают и российские военные. Например, известно, что 27 октября боевики «Исламской партии Туркестана» перебросили из Маарет ан-Нумана 20 десятилитровых ёмкостей с хлором. Местные жители сообщили в российский Центр по примирению враждующих сторон о том, что активисты «Белых касок» проводили поиск людей, желающих принять участие в постановочных видеосъёмках в обмен на продукты питания. Похожая информация поступает и из провинции Алеппо. «Белокасочники» привезли в населённые пункты Аазаз, Мареа и Чобанбей канистры с токсичными веществами, а также профессиональное съёмочное оборудование.

Цель провокаций очевидна – навесить клеймо нарушителя режима нераспространения на Сирию, дать повод для новых агрессивных действий в отношении Дамаска, заклеймить позором Россию как якобы потворствующую «отвратительным преступлениям режима».

Наши военные специалисты отслеживают ситуацию. На постах в непосредственной близости к демилитаризованной зоне в провинции Идлиб развёрнуты машины радиационной, химической и биологической разведки, с помощью которых будет проводиться анализ обстановки.

Негативной стороной политизации темы бывшей военно-химической программы Сирии является отсутствие адекватного ответа на реальную угрозу химического терроризма в Сирии и регионе Ближнего Востока. Соответствующие инициативы, с которыми выступает Россия, намеренно тормозятся. Рассчитываем, тем не менее, что жизнь заставит отказаться от подобных неконструктивных подходов.

Благодарю Вас.