Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по сотрудничеству между ООН и региональными и субрегиональными организациями в деле поддержания международного мира и безопасности

Г-жа Председатель,

Рады приветствовать в Совете Безопасности ООН Президента Швейцарии в его качестве действующего председателя ОБСЕ. Благодарим Вас, г-н Президент, за содержательный брифинг.

Российская Федерация последовательно выступает за развитие и совершенствование сотрудничества ООН с региональными и субрегиональными механизмами на базе Устава ООН, прежде всего его Главы VIII. Именно на этой основе и должно выстраиваться взаимодействие Всемирной организации с ОБСЕ.

Сотрудничество между двумя организациями носит регулярный и многосторонний характер, охватывает все измерения безопасности, а также междисциплинарные (cross-dimensional) вопросы. ОБСЕ призвана дополнять глобальные усилия ООН, содействовать реализации в зоне своей региональной ответственности и в рамках своего мандата механизмов, согласованных на глобальном уровне.

Россия настроена на конструктивное сотрудничество со швейцарским председательством в ОБСЕ, которое, мы рассчитываем, будет проводить взвешенный курс в интересах всех государств-участников.

В целом разделяем три заявленных приоритета действующего председательства на 2014 год – укрепление безопасности и стабильности, улучшение жизни людей и повышение потенциала самой ОБСЕ. Выглядит сбалансированно и обстоятельно и предложенная программа работы в трех измерениях ОБСЕ – военно-политическом, экономико-экологическом и гуманитарном.

Отмечаем готовность председательства учитывать российские приоритеты и подходы, среди которых, в частности, борьба с транснациональными угрозами, такими как терроризм и наркотрафик, защита прав нацменьшинств, поддержка традиционных ценностей, противодействие неонацизму и экстремизму, а также реформа ОБСЕ, включая наведение порядка в работе по наблюдению за выборами, осуществляемой Бюро по демократическим институтам и правам человека.

В контексте обеспечения региональной стабильности и устранения существующих разделительных линий считаем, что "площадка" ОБСЕ могла бы быть востребована для гармонизации интеграционных процессов на западе и востоке Европы и обеспечения свободы передвижения, включая упрощение визовых режимов. Тем более, что ОБСЕ изначально создавалась для устранения разделительных линий.

Участвуя в процессе "Хельсинки плюс 40", в первую очередь с целью подтверждения и развития принципов общеевропейского сотрудничества и безопасности и адаптации ОБСЕ к вызовам XXI века, подтверждаем готовность рассмотреть возможность проведения в 2015 году саммита ОБСЕ в случае достижения содержательных результатов на этом направлении.

Г-жа Председатель,

Мы поддерживаем развитие взаимодействия ООН и ОБСЕ на основе Декларации о сотрудничестве 2006 года. Полагаем, что ОБСЕ при координирующей роли ООН способна вносить в зоне своей ответственности существенный вклад в международные усилия по обеспечению мира и стабильности.

Наибольший потенциал видим в сотрудничестве по противодействию транснациональным угрозам – международному терроризму, организованной преступности, незаконному обороту наркотиков. Отмечаем высокий уровень практического взаимодействия Департамента по транснациональным угрозам Секретариата ОБСЕ и Управления по наркотикам и преступности ООН. Их совместные инициативы приносят реальную отдачу.

В основе сотрудничества на этом направлении, на наш взгляд, должно лежать сочетание сравнительных преимуществ обеих организаций – регионального формата ОБСЕ и глобального потенциала ООН – во избежание дублирования и распыления ресурсов, в частности в регионах, где обе структуры наиболее активны. Это касается, например, Центральной Азии. Области приоритетного взаимодействия известны – борьба с незаконным оборотом наркотиков, легкого и стрелкового оружия, сотрудничество в реализации резолюции СБ 1540, борьба с терроризмом, оргпреступностью, коррупцией и отмыванием денег, противодействие торговле людьми и нелегальной миграции.

Очевидна "добавленная стоимость" ОБСЕ и в решении гуманитарных задач, в частности по вопросам борьбы с торговлей людьми, незаконной миграцией, поощрения толерантности и межцивилизационного диалога, борьбы с ксенофобией и дискриминацией, в особенности – в деле обеспечения прав национальных, религиозных и языковых меньшинств, проблема чего имеет, как мы знаем, довольно острое звучание в ряде стран европейского пространства.

Отмечаем перспективы сотрудничества на относительно новом для ОБСЕ треке – по разработке мер доверия при использовании информационно-коммуникационных технологий, где венская организация дополняет глобальные усилия ООН в сфере международной информационной безопасности.

В то же время настораживают попытки внедрить в практику ОБСЕ мониторинговые механизмы, подобные ооновским, провести через ОБСЕ неконсенсусные документы Генеральной Ассамблеи ООН и Совета по правам человека. Вызывают вопросы намерения отдельных стран инкорпорировать в работу ОБСЕ, несмотря на отсутствие на ее пространстве вооруженных конфликтов, тематику резолюции СБ 1325.

При этом за рамками сотрудничества ООН и ОБСЕ остается целый пласт важных проблем, где существуют реальные возможности для наращивания взаимодействия. Одна из них –  обеспечение прав детей, где ооновскими структурами наработан весьма солидный опыт. Другое направление – защита традиционных ценностей, тематика, являющаяся предметом рассмотрения в СПЧ ООН.

Г-жа Председатель,

В выступлении Действующего председателя ОБСЕ и в ряде других прозвучавших сегодня выступлений упоминалась ситуация на Украине. Но так и осталось не ясным, как силовая, неконституционная смена власти в этой стране соответствует принципам ОБСЕ или, скажем, верховенству права, о котором так модно говорить в этом зале.

Действующий председатель ОБСЕ одобрительно отозвался о соглашении 21 февраля. Наряду со скрепившими его своими подписями министрами иностранных дел Германии, Польши и Франции упомянул и российского представителя.

Отмечу для точности, что российский представитель этого соглашения не подписывал – возникли опасения, что соглашение 21 февраля послужит лишь "дымовой завесой" для последующих неконституционных действий.

Так оно и получилось.

Г-жа Председатель,

Сейчас я хотел бы ознакомить участников сегодняшнего заседания СБ с текстом выпущенного сегодня заявления МИД России по событиям на Украине.

"В России крайне обеспокоены развитием ситуации на Украине.

Соглашение об урегулировании кризиса на Украине от 21 февраля не выполняется, несмотря на то, что его подписание было засвидетельствовано министрами иностранных дел Германии, Польши и Франции, а США, Европейский союз, другие международные структуры приветствовали этот документ.

Боевики не разоружены, отказываются покинуть улицы городов, которые они фактически контролируют, освободить административные здания, продолжают акты насилия.

Удивляет, что ряд европейских политиков уже поспешили поддержать объявление о проведении президентских выборов на Украине в мае с.г., хотя в Соглашении от 21 февраля предусмотрено, что выборы должны состояться лишь после завершения конституционной реформы. Ясно, что для успеха этой реформы в ней должны участвовать все политические силы Украины и все регионы страны, а ее итоги – вынесены на всенародный референдум. Убеждены в необходимости в полной мере учесть озабоченности депутатов восточных и южных областей Украины, Крыма и Севастополя, прозвучавшие на съезде в Харькове 22 февраля.

Вызывают глубокую озабоченность с точки зрения легитимности действия в Верховной Раде Украины. Ссылаясь фактически лишь на "революционную целесообразность", там штампуют "решения" и "законы", в том числе нацеленные на то, чтобы ущемить гуманитарные права русских и других национальных меньшинств, проживающих на Украине.

Звучат призывы к чуть ли не полному запрету русского языка, люстрации, ликвидации партий и организаций, закрытию неугодных СМИ, снятию ограничений на пропаганду неонацистской идеологии.

Взят курс на то, чтобы диктаторскими, а порой и террористическими методами подавить несогласных в различных регионах Украины

Стали раздаваться угрозы в отношении православных святынь.

Национал-радикалы продолжают глумиться над памятниками в различных украинских городах, а в некоторых европейских столицах их единомышленники оскверняют мемориалы советским воинам.

Такое развитие событий подрывает Соглашение от 21 февраля, дискредитирует его инициаторов и гарантов, создает угрозу гражданскому миру, стабильности общества и безопасности граждан.

Вынуждены отметить, что в позиции некоторых наших западных партнеров просматривается не забота о судьбе Украины, а односторонний геополитический расчет. Не слышно принципиальных оценок преступных действий экстремистов, включая их неонацистские и антисемитские проявления. Более того, вольно или невольно такие действия поощряются. Создается устойчивое впечатление, что Соглашение от 21 февраля при молчаливом согласии его внешних спонсоров используется лишь как прикрытие для продвижения сценария принудительной смены власти на Украине через создание "фактов на земле" без какого-либо желания искать общеукраинский консенсус в интересах национального примирения. Особо тревожат попытки привлечь к оправданию этой линии международные структуры, включая Секретариат ООН.

Настоятельно призываем всех причастных к кризису на Украине проявить максимальную ответственность и не допустить дальнейшей деградации ситуации, вернуть ее в правовое русло, жестко пресечь замахнувшихся на власть экстремистов".

Благодарю за внимание.