Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на заседании Совета Безопасности ООН по ситуации в Сирии

Спасибо г-жа Председатель,

Признательны за брифинг г-ну де Мистуре. Россия очень плотно сопровождала мартовский раунд межсирийских переговоров в Женеве, настраивая всех его участников на конструктивный поиск взаимоприемлемых решений и компромиссов в сфере политического урегулирования. Ведём в этом контексте активные контакты с властями Сирии, а также широким спектром оппозиционных движений. Поддерживаем, г-н де Мистура, Ваши усилия, рассчитываем, что Вы будете их наращивать.

То, что женевский процесс получил развитие, стороны приступили к параллельному обсуждению всех четырёх согласованных «корзин» в повестке дня, взяли в проработку концептуальные предложения Вашего посредничества, можно считать достижением.

Рассчитываем на устойчивое продолжение женевского процесса. Длительных пауз быть не должно: этот негативный опыт мы уже «проходили» в 2016 году. Здесь опускать руки, конечно, нельзя. Надо продолжать кропотливую работу с сирийскими делегациями активно поощряя их к диалогу и поиску общих знаменателей.

Но выступление представителя Великобритании М.Райкрофта показало, что он только и думает о том, чтобы затруднить Ваши усилия, г-н де Мистура, не дать развиваться политическому процессу, принести в СБ конфронтационность и враждебность. А все дело в том – и об этом уже многие знают в ООН – что Вы испугались, сон потеряли, что мы будем сотрудничать с Соединенными Штатами. Вы этого боитесь. Все делаете для того, чтобы это взаимодействие было подорвано. Посмотрите на меня и не отводите глаза. Именно поэтому Вы сегодня ничего не сказали о политическом процессе и специально не слушали выступление С. Де Мистуры. Предъявляете оскорбительные требования гарантам процесса в Астане, а вы что для этого сделали для прекращения огня? В Лондоне и Париже незаконные вооруженные группировки принимаете? Испугались, что дело пошло к миру и политическому урегулированию? Обслуживаете интересы вооруженных группировок, многие из которых вырезают христиан и другие меньшинства на Ближнем Востоке, теракты совершают в православных соборах в Вербное Воскресение. Вы о них заботитесь?

Вы совсем запутались в ваших антирежимных идеях. Получается, что смена режима для вас важнее, чем позиции большинства членов ООН. Вы, г-н Райкрофт, сегодня говорили не по повестке дня заседания. Оскорбляли Сирию, Иран, Турцию, другие государства. Г-жа Председатель, просьба следить за порядком развития заседания, если некоторые безответственно, оскорбительно, сбиваясь на сленг, относятся к своему месту в Совете Безопасности ООН. Не смейте, г-н Райкрофт, больше оскорблять Россию!

Благодарим спецпосланника С. де Мистуру за его усилия. В преддверии очередного раунда требуется провести дополнительную работу над тем, чтобы придать межсирийскому диалогу подлинный широкопредставительный характер.

Все патриотически настроенные сирийские силы должны получить возможность равноправного участия в переговорах, чтобы вести речь о путях сохранения Сирии как единого светского государства, в котором все исторические общины жили бы в мире и участвовали в восстановлении страны. Как это было всегда. Со стороны оппозиции должна быть инклюзивная консолидированная делегация, члены которой формировали бы единую позицию с учётом мнения ключевых фракций. Нет места для высокомерия, нужно забыть о гордыне и думать о будущем Сирии. В этом же состоит Ваш концептуальный документ. Задумайтесь о будущем Вашего же государства, а для этого вмешиваться не надо в их дела, дайте им спокойно вести диалог и не мешать спецпосланнику Генсекретаря. Нашлись менторы…

В поисках формы политического урегулирования нельзя допустить перебоя в работе государственных институтов. Это совпадает с позицией С. де Мистуры. Это касается и силовых структур, несущих на себе основную нагрузку по борьбе с террористической угрозой. Посмотрите на другие страны Ближнего Востока, Африки других регионов. Мы государственные институты даже на бумаге создать не можем! А вы хотите разрушить то, что осталось в Сирии, важнейшей стране региона!

Настаиваем на том, чтобы обсуждение протекало без предварительных условий. Разумеется, на фоне политических усилий недопустимы попытки противников правительства в Дамаске добиться военных преимуществ. Как мы помним, перед началом мартовского раунда вооруженная оппозиция предприняла наступление на ряде важных направлений, в том числе, в районе сирийской столицы. Рассчитываем, что в соответствующих столицах остудят горячие головы и не допустят повторения подобных безрассудных действий. Вот ваша ответственность, если вы на словах поддерживаете процесс в Астане: в СБ говорите одно, думаете другое, а на самом деле делаете третье. Так что, пожалуйста, выполните свою часть работы. Вот Лондон и Париж работает с группировками. Вызовите эти группировки и скажите: поддерживайте астанинский процесс, не вздумайте обстреливать посольство России в Дамаске. К слову, этого не только не происходит, но потом даже вы не соглашаетесь выпустить простое заявление, которое осуждает обстрелы российского посольства в Дамаске. Коллеги по дипломатическому цеху!!

В условиях обострения ситуации вокруг Сирии в свете ракетных ударов США значение политического процесса только возрастает. Очевидно, что провокации, подобные инциденту в Хан-Шейхуне, льют воду на мельницу сторонников военного решения. Нужно разобраться, провести исчерпывающее расследование. Я с удивлением услышал, что, оказывается, французские эксперты уже пришли к выводу, что это сделал Дамаск. Это, бесспорно удивляет! Никто не выезжал на сцену преступления. Ну откуда вы знаете? Судьбу страны должны определять сирийцы, а не кто-то другой. И это – абсолютный факт.

Мы, в свою очередь, совместно с другими гарантами – с Турцией, Ираном, огромная благодарность руководству и президенту Казахстана – настроены продолжать работу на площадке Астаны. Россия ответственно подходит к выполнению своих обязательств по укреплению перемирия. Но вы должны проходить свою часть пути, работая с группировками. Астана не может стать панацеей, когда другие ей противодействуют.

Значительный прогресс достигнут в плане локальных замирений, позволяющих серьезно разрядить обстановку и нормализовать жизнь людей в гуманитарном плане. Сегодня многие говорили о допуске в осажденные районы. Эта проблема должна решаться. Будем справедливыми: почему не поставляется помощь в районы, которые контролирует правительство? Что, опять люди другого сорта? Давайте не лукавить. Мы знаем ситуацию. Требуется содействие тех столиц, которые пока занимаются лишь одним критиканством. Астанинский процесс имеет уникальную, особую ценность. Он нацелен на практическое обеспечение прекращения насилия, а главное – он является прямой поддержкой женевского процесса, которым руководит С. де Мистура. Видим, что Вы и подавляющее большинство членов ООН высоко оценивают астанинский процесс.

Привлекаем внимание международного сообщества и ООН к значительному «загрязнению» территории Сирии минами, неразорвавшимися снарядами, самодельными взрывными устройствами. О масштабной деятельности российских специалистов мы вас регулярно информируем. Призываем создать международную коалицию по разминированию в Сирии. Шантаж в этих условиях «разминируем, когда сменим режим» – он не выдерживает никакой критики, от него пахнет лицемерием в квадрате.

Свою роль могла бы сыграть и профильная служба ООН. Разумеется, здесь велика гуманитарная составляющая: люди должны чувствовать себя в безопасности, возвращаясь в свои жилища, налаживая хозяйственную деятельность, чтобы не взрывались дети и гражданское население. Требуется очистка от мин объектов всемирного культурного наследия в Пальмире. Вот какими вопросами надо заниматься, когда вы обсуждаете решение проблемы миграции. Этими вопросами, не сменой режима, а разминированием, урегулированием конфликтов, люди сами вернуться домой – их не надо заставлять ничего делать. Эти вопросы нужно решать и вести совместную работу по оздоровлению социальной среды проживания. Вместо этого созываются международные региональные форумы, где провозглашаются виртуальные миллиарды без участия сирийских представителей. Как это соотносится со здесь же принятыми решениями о том, что судьба Сирии в руках ее народа? Многие справедливо задумываются о постконфликтном восстановлении Сирии, возвращении в родные места беженцев и перемещенных лиц. Это было бы важнейшим ответом на террористическую активность. Но исключать Дамаск, представителей САР из этого процесса непрофессионально, недопустимо, неэтично и аррогантно. Политическое урегулирование единственный путь вернуть мир в Сирию, снизить напряженность в регионе Ближнего Востока. Через Сирию и политическое оздоровление обстановки в этой стране лежит путь к нормализации ситуации во многих странах Ближнего Востока. Есть шанс сделать Сирию «моделью сотрудничества» для урегулирования, но этому не помогут разрушительные геополитические проекты. В Совете Безопасности ООН мы их не пропустим.

Благодарю Вас, г-жа Председатель.