Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН по миротворческим операциям ООН: стратегическое формирование сил

Господин Председатель,

Признательны за организацию сегодняшнего мероприятия.

Считаем полезным брифинг заместителя Генерального Секретаря ООН по вопросам миротворчества Жан-Пьера Лакруа и представителей стран-поставщиков контингентов (СПК) – Бангладеш и Канады.

Убеждены в необходимости адаптации миротворческой деятельности ООН к современным реалиям, с тем чтобы «голубые каски» могли эффективно реализовывать свой мандат и противостоять новым вызовам. Это в равной степени касается формирования и функционирования оперативных подразделений, принимающих участие в Операциях ООН по поддержанию мира.

Здесь важна не только компетенция кадрового состава, его профессиональная подготовка, но и возможность своевременного развертывания миссий, их мобильность «в поле» в рамках предоставленного Советом Безопасности ООН мандата.

В этом контексте принципиальное значение имеет своевременное предоставление миротворцам всех необходимых ресурсами в целях обеспечения безопасности и выполнения поставленных перед ними задач.

И здесь одинаково ответственная роль принадлежит как Департаменту полевой поддержки Секретариата ООН, так и странам-поставщикам контингентов. Вклад последних невозможно переоценить – без них реализовать поставленные Советом Безопасности ООН задачи невозможно.

Убеждены в необходимости плотного сотрудничества и координации усилий между Советом Безопасности, принимающим государством, странами-поставщиками контингентов и Секретариатом ООН. Не говоря уже о важности прямых добросовестных контактов между миссиями ООН «в поле» и принимающей стороной.

Именно такое взаимодействие, основанное, прежде всего, на транспарентности, подотчетности и, как следствие, доверии, способствует повышению эффективности решения неотложных задач.

Миссиям было бы полезно заручаться согласием и поддержкой принимающей стороны не только на свою политическую, но и оперативную деятельность – это существенная составляющая эффективного выполнения мандата.

Кроме того, важно учитывать мнение и озабоченности СПК при разработке и продлении мандатов миссий. В этой связи ценим существующие механизмы трехстороннего взаимодействия, в том числе регулярные встречи и рабочую группу СБ по миротворчеству. Полагаем, что есть потенциал для повышения их эффективности.

Важнейшей площадкой для обсуждения и принятия решений по всему комплексу вопросов миротворчества является Спецкомитет ГА ООН по ОПМ. Его заключения должны строго соблюдаться при принятии Секретариатом ООН административных решений. Произвольная интерпретация, как это произошло с вопросом «сбора и анализа информации» категорически недопустима.

Это же относится и к вопросу «нулевой терпимости» к сексуальной эксплуатации и надругательствам (zero tolerance to sexual exploitation and abuse). Любые сообщения о столь ужасных преступлениях должны тщательно расследоваться, а виновные нести  наказание. В то же время убеждены в контрпродуктивности применения коллективного наказания к целым контингентам за грубые, но всё же индивидуальные преступления.

Господин Председатель,

Российские миротворцы – мужчины и женщины, – несут службу в десяти ОПМ ООН. Мы активно участвуем в предоставлении авиауслуг для нужд ООН.

В российских центрах проходят подготовку не только наши, но и иностранные миротворцы – индивидуальные полицейские и сформированные подразделения (formed units), военные наблюдатели. Кроме того мы содействуем оснащению иностранных контингентов.

У нас есть соответствующий опыт. Выстроена система обучения, которая включает как общую подготовку, так и специализированную, непосредственно перед направлением миротворцев в конкретную миссию. Языковая подготовка также адаптируется к потребностям. Ведётся работа по созданию дополнительных учебно-тренировочных центров подготовки миротворцев.

Изучаем возможности по оперативному направлению необходимых миротворческих сил по запросу ООН.

Готовы и далее оказывать всевозможное необходимое содействие укреплению потенциала миротворчества ООН в целом.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что как бы ни развивалась миротворчество ООН, доверие к нему должно оставаться неизменным. Оно зависит от четкого соблюдение Устава ООН и базовых принципов миротворчества – согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, за исключением случаев самообороны и защиты мандата.

Благодарю за внимание.