Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН по миротворческим операциям ООН: стратегическое формирование сил
Господин Председатель,
Признательны за организацию сегодняшнего мероприятия.
Считаем полезным брифинг заместителя Генерального Секретаря ООН по вопросам миротворчества Жан-Пьера Лакруа и представителей стран-поставщиков контингентов (СПК) – Бангладеш и Канады.
Убеждены в необходимости адаптации миротворческой деятельности ООН к современным реалиям, с тем чтобы «голубые каски» могли эффективно реализовывать свой мандат и противостоять новым вызовам. Это в равной степени касается формирования и функционирования оперативных подразделений, принимающих участие в Операциях ООН по поддержанию мира.
Здесь важна не только компетенция кадрового состава, его профессиональная подготовка, но и возможность своевременного развертывания миссий, их мобильность «в поле» в рамках предоставленного Советом Безопасности ООН мандата.
В этом контексте принципиальное значение имеет своевременное предоставление миротворцам всех необходимых ресурсами в целях обеспечения безопасности и выполнения поставленных перед ними задач.
И здесь одинаково ответственная роль принадлежит как Департаменту полевой поддержки Секретариата ООН, так и странам-поставщикам контингентов. Вклад последних невозможно переоценить – без них реализовать поставленные Советом Безопасности ООН задачи невозможно.
Убеждены в необходимости плотного сотрудничества и координации усилий между Советом Безопасности, принимающим государством, странами-поставщиками контингентов и Секретариатом ООН. Не говоря уже о важности прямых добросовестных контактов между миссиями ООН «в поле» и принимающей стороной.
Именно такое взаимодействие, основанное, прежде всего, на транспарентности, подотчетности и, как следствие, доверии, способствует повышению эффективности решения неотложных задач.
Миссиям было бы полезно заручаться согласием и поддержкой принимающей стороны не только на свою политическую, но и оперативную деятельность – это существенная составляющая эффективного выполнения мандата.
Кроме того, важно учитывать мнение и озабоченности СПК при разработке и продлении мандатов миссий. В этой связи ценим существующие механизмы трехстороннего взаимодействия, в том числе регулярные встречи и рабочую группу СБ по миротворчеству. Полагаем, что есть потенциал для повышения их эффективности.
Важнейшей площадкой для обсуждения и принятия решений по всему комплексу вопросов миротворчества является Спецкомитет ГА ООН по ОПМ. Его заключения должны строго соблюдаться при принятии Секретариатом ООН административных решений. Произвольная интерпретация, как это произошло с вопросом «сбора и анализа информации» категорически недопустима.
Это же относится и к вопросу «нулевой терпимости» к сексуальной эксплуатации и надругательствам (zero tolerance to sexual exploitation and abuse). Любые сообщения о столь ужасных преступлениях должны тщательно расследоваться, а виновные нести наказание. В то же время убеждены в контрпродуктивности применения коллективного наказания к целым контингентам за грубые, но всё же индивидуальные преступления.
Господин Председатель,
Российские миротворцы – мужчины и женщины, – несут службу в десяти ОПМ ООН. Мы активно участвуем в предоставлении авиауслуг для нужд ООН.
В российских центрах проходят подготовку не только наши, но и иностранные миротворцы – индивидуальные полицейские и сформированные подразделения (formed units), военные наблюдатели. Кроме того мы содействуем оснащению иностранных контингентов.
У нас есть соответствующий опыт. Выстроена система обучения, которая включает как общую подготовку, так и специализированную, непосредственно перед направлением миротворцев в конкретную миссию. Языковая подготовка также адаптируется к потребностям. Ведётся работа по созданию дополнительных учебно-тренировочных центров подготовки миротворцев.
Изучаем возможности по оперативному направлению необходимых миротворческих сил по запросу ООН.
Готовы и далее оказывать всевозможное необходимое содействие укреплению потенциала миротворчества ООН в целом.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что как бы ни развивалась миротворчество ООН, доверие к нему должно оставаться неизменным. Оно зависит от четкого соблюдение Устава ООН и базовых принципов миротворчества – согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, за исключением случаев самообороны и защиты мандата.
Благодарю за внимание.