Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление исполняющего обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН по Южному Судану

Г-н Председатель,

Благодарны Генеральному Секретарю А.Гутеррешу и Председателю Совместной мониторингово-оценочной комиссии Ф.Могае за представленные нам оценки развития ситуации в Южном Судане.

Приветствуем личные усилия Генсекретаря по южносуданскому урегулированию, согласны с необходимостью координации действий в формате Афросоюз-ИГАД-ООН по обеспечению мира, стабильности и безопасности в Южном Судане. Мы поддерживаем настрой г-на Гутерреша на поиск "африканских решений для африканских проблем" при соответствующей поддержке ООН, в том числе применительно к южносуданской проблеме. Полагаем правильным, чтобы именно ИГАД играла центральную роль в этом процессе.

Отдаем должное Секретариату, в последнее время дающему более сбалансированные оценки в свои ежемесячные доклады. В числе заложенных в них положений мы выделяем прогресс в вопросе подготовки развертывания Региональных сил по защите (РСЗ). Как видно из представленной нам информации, сроки появления в стране их передовых подразделений были незначительно перенесены не по вине южносуданцев.

О сохранении Джубой конструктивной позиции по вопросу РСЗ свидетельствует и выделение правительством первого земельного участка под их размещение. Насколько мы знаем, задержки со вторым обусловлены необходимостью выполнения ряда формальностей.

Призываем Секретариат продолжать взаимодействие с Джубой с целью решения всех имеющихся проблем в МООНЮС, в т.ч. в плане создания механизма для оперативного решения визовых проблем и определения модальностей развертывания РСЗ при соблюдении базовых норм миротворчества.

Разделяем обеспокоенность в связи с катастрофической гуманитарной ситуацией в стране, отмечаем усилия УКГВ по ее улучшению, приветствуем заявление президента С.Киира о предоставлении гуманитарного доступа в регионы, в которых сложилась кризисная ситуация с продовольствием, Не можем не отметить помощь населению РЮС со стороны Хартума. В то же время, с учетом ситуации в соседних Сомали и Кении не можем не отметить, что начавшийся в ряде районов Южного Судана голод вызван не только  проблемами с безопасностью, но и неблагоприятными погодными условиями.

Нас также беспокоят сообщения о боестолкновениях в различных частях страны. По-прежнему придерживаемся мнения, что во многом эти инциденты вызваны проблемами в командовании и управлении, а также низкой дисциплиной в подразделениях правительственных войск и оппозиции. Еще один фактор – раскол антиправительственных сил на сторонников Т.Денга Гая и Р.Мачара, стычки на межэтнической или попросту криминальной почве.

Приветствуем анонсированное президентом С.Кииром в рамках выполнения мирного соглашения проведение общенационального диалога, призываем активно поддерживать данное начинание. Рассчитываем, что предусмотренная им амнистия позволит добиться прогресса в полипроцессе, а также решить проблему пребывания сторонников бывшего первого вице-президента Р.Мачара на территории ДР Конго.

В принципиальном плане исходим из того, что параметры национального диалога и место проведения консультаций должны определять сами южносуданцы.

Согласны с тем, что продвижение национального диалога, как и выполнение мирного соглашения, невозможны без соблюдения режима прекращения огня. Вместе с тем было бы несправедливо возлагать всю вину на продолжающееся насилие исключительно на Переходное правительство национального единства.

Считаем абсолютно не уместными упоминания «угрозы геноцида». Рост межэтнической напряженности во многом вызван провокационными заявлениями и действиями вооруженных и криминальных группировок, а также недисциплинированных элементов силовых структур. Вряд ли можно вести речь о какой-то целенаправленной системной политике властей.

Приветствуем создание в рамках МООНЮС рабочей группы по риторике, разжигающей ненависть. Хотели бы напомнить о необходимости пресекать подобную деятельность с территорий любых стран с использованием социальных сетей интернет, иначе все заложенные ими же в резолюцию СБ 2327 идеи окажутся просто неэффективными.

Наша позиция по новым санкциям СБ против Южного Судана хорошо известна: для установления прочного мира в Южном Судане необходимы не оружейное эмбарго СБ ООН, а целенаправленные меры по разоружению населения, а также демобилизации и реинтеграции комбатантов.

Считаем также необходимым прислушаться к мнению региональных держав о том, что дискуссия о введении дополнительных рестрикций в отношении Джубы несвоевременна. На этом фоне примечательно выглядит информация ооновских экспертов о том, что вооружения в страну могут поставляться теми, кто в СБ фигурирует среди поборников введения оружейного эмбарго.

Благодарю Вас.