Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина в ходе брифинга в Совете Безопасности ООН по докладу Генерального секретаря ООН по ИГИЛ

8 июня 2016 года



Г-н Председатель,

В первую очередь хотел бы подчеркнуть важность полного осуществления резолюции СБ 2253 по борьбе с ИГИЛ, "Аль-Каидой" и связанными с ними группировками, такими как "Джабхат ан-Нусра". Стратегические доклады Генерального секретаря во исполнение этой резолюции призваны формировать объективное понимание террористической угрозы и оценку вклада государств-членов в противостояние этому глобальному вызову.

К сожалению, нынешний доклад Генерального секретаря этой задаче не отвечает. Более того, документ построен на однобоких данных и адекватной картины не дает.

Так, в пункте 4 доклада указывается, что военные поражения ИГИЛ напрямую связаны с действиями неких «международных коалиционных сил» (“international coalition forces”). Складывается впечатление, что целенаправленно выпячивается роль только коалиции, ведомой США, а действия других государств, зачастую более эффективные, преднамеренно игнорируются.

Такая философия по своей природе порочна, поскольку не способствует формированию глобальной антитеррористической коалиции, к созданию которой призывал в своем выступлении с трибуны 70-й сессии Генеральной Ассамблеи Президент России В.В.Путин.

Нельзя не признать, что существенный урон потенциалу ИГИЛ в Сирии был нанесен действиями Воздушно-космических сил России. Считаем также недопустимым замалчивать операции вооруженных сил Сирии, которые самоотверженно, на передовой, противостоят террористической угрозе. Вызывает откровенное недоумение, что в докладе ни слова не говорится о роли ВКС России в знаковом освобождении от террористов Пальмиры и налаживании при помощи российских военнослужащих и специалистов мирной жизни, включая разминирование, в этой исторической цитадели.

Хотели бы также уточнить у авторов доклада, почему они не отразили в нем представленные нами сведения о результатах действий ВКС России в Сирии, в том числе списки ликвидированных бандглаварей, специально запрошенные у нас Мониторинговой группой антитеррористических санкционных комитетов. Возникает вопрос, для каких целей тогда запрашивалась эта информация?

В этой связи считаем необходимым донести до членов ООН объективную картину российской антитеррористической операции в Сирии. Убеждены, что ее эффективность объясняется тем, что мы действуем законно с согласия сирийского правительства.

В результате операции российской авиагруппы в САР удалось переломить ситуацию и подорвать ресурсную базу террористов. Уничтожены тысячи опорных пунктов, складов с боеприпасами, оружием, боевой техникой, материальными средствами, горюче-смазочными материалами и взрывчатыми веществами.

Уничтожено более 200 объектов нефтедобычи, перекачки и переработки топлива, а также свыше двух тысяч средств доставки нефтепродуктов для контрабандной продажи в Турцию. Последний пример – уничтожение на днях четырех объектов незаконной добычи нефти, расположенных в провинциях Ракка и Хомс, контролируемых боевиками ИГИЛ. 

Г-н Председатель,

Акцентируем: без консолидации усилий на антитеррористическом направлении угроза будет оставаться на высокой отметке. Ситуация в Сирии продолжает вызывать обеспокоенность.

Остро стоит задача скорейшего, безоговорочного и необратимого отмежевания вооружённых отрядов сирийской оппозиции от террористов, включая «Джабхат ан-Нусру». Необходимо жёстко потребовать от тех, кто воюет с Правительством Сирии, определиться, с террористами они или против них. Затягивать этот процесс до бесконечности недопустимо, поскольку проволочки приводят к усилению террористических группировок.

Как следствие, «Джабхат ан-Нусра», а также «Ахрар аш-Шам», «Джейш аль-Ислам», «Джейш аль-Фатх» практически стали сообщающимися сосудами, когда боевики одних структур перетекают в другие. Некоторые организации под воздействием боевиков из «Нусры» выходят из режима прекращения боевых действий.

Подобные угрожающие метаморфозы происходят при прямом подстрекательстве извне и направляются силами, которые стремятся подорвать российско-американское взаимодействие в сфере сирийского урегулирования. В результате вооруженные силы САР противостоят широкомасштабному наступлению джихадистов, которые свободно перемещаются через сирийско-турецкую границу и получают по этому каналу подкрепление в живой силе и технике.

Происходящее иллюстрируют события в Алеппо, где террористы продолжают при внешней поддержке захватывать новые территории. Курдский квартал Шейх Максуд стал объектом ежедневных артобстрелов со стороны «Нусры». Нами установлено, что нусровцам в этом помогают другие вооружённые формирования, которых некоторые упорно именуют «умеренными».

В результате политики двойных стандартов «Нусра» чувствует себя безнаказанно, рекрутирует в свои ряды другие антиправительственные группировки, использует мирное население Сирии в качестве живого щита.

Уже не один месяц нас заверяют, что смычка между террористами и умеренными будет разорвана. Но результатов этой работы мы не видим. Как следствие, силовое противостояние продолжает нарастать, а террористическая угроза, как показали события последнего года, обостряется и выходит далеко за пределы Сирии.

Г-н Председатель,

Безотлагательного решения требует задача прекращения внешней подпитки террористов. Срочно должна быть перекрыта сирийско-турецкая граница. Наряду с вышесказанным в преступных целях используются те погранпереходы, которые международными решениями предназначены для обеспечения гуманитарных поставок. Неопровержимые документальные свидетельства происходящих в районе границы процессов игнорируются. В этом вопросе мы также не перестаём удивляться необъяснимой инертности некоторых международных партнёров.

Поражает продолжающееся игнорирование роли Турции в финансовом, ресурсном и кадровом обеспечении деятельности террористов в Сирии. Из доклада вычищены даже опосредованные ссылки на информацию относительно финансирования ИГИЛ, которую представила российская сторона.

Особого внимания требует регулярно поступающая информация о забросах в Сирию с турецкой территории компонентов для производства химического оружия для нужд террористов. К сожалению, и эта тема упорно замалчивается, а соответствующие инициативы России по усилению борьбы с угрозой химтерроризма тормозятся по непонятным причинам.

Еще один пример – распространенный нами в СБ материал о снабжении ИГИЛ компонентами для изготовления самодельных взрывных устройств (СВУ). Анализ обнаруженных в Сирии и Ираке компонентов СВУ показывает, что они были либо выпущены в Турции, либо поставлены в эту страну без права реэкспорта.

Вновь призываем обратить особое внимание на указанные действия Турции, а также такие тревожные элементы в ее региональной политике, как несанкционированное вторжение на территорию Сирии и Ирака. Поступает информация о том, что Турция возводит на сирийской территории вблизи своей границы протяженные железобетонные укрепления. Просим Секретариат разобраться и доложить СБ.

Г-н Председатель,

По-прежнему считаем, что в резолюции СБ 2253 содержится принципиально важный комплекс мер по укреплению режима пресечения каналов незаконной подпитки ИГИЛ и связанных с ней группировок, совершенствованию работы мониторинговых и санкционных механизмов ООН. Теперь задача нам видится в том, чтобы наладить строгое выполнение этого фундаментального решения. Объективный, сбалансированный и беспристрастный доклад Генерального секретаря во исполнение этой резолюции стал бы важнейшим вкладом в это дело.