Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по предотвращению конфликтов и сохранению мира

Г-жа Министр,

Швеция начала свою двухлетнюю работу в Совете Безопасности ООН сразу в кресле председателя. Желаем вам успеха. Рассчитываем, что страна Дага Хаммершельда, Улофа Пальме и Яна Элиассона проявит в ходе предстоящей работы лучшие традиции своей внешней политики, известные нам из истории.

Приветствуем участие Генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша в первом для него открытом заседании Совета Безопасности. Очень важно, что новый Генеральный секретарь начал свою работу с призыва к миру, с которым он выступил 1 января. Мы разделяем основной посыл этого документа – стремление к достижению мира должно пронизывать все направления деятельности нашей Организации, от прекращения боевых действий до завершения переговоров с целью выхода на политическое решение конфликтов.

Важные соображения прозвучали в сегодняшнем впечатляющем выступлении Генерального секретаря. Все мы должны энергично поддержать его тезис о том, что 2017 год должен стать годом для мира. Причем поддержать не только декларативно, но и своими практическими действиями.

Г-жа Председатель,

Организация Объединенных Наций и её Совет Безопасности играют значимую роль в предупреждении конфликтов. Согласны с тем, что их успешное раннее предупреждение во многом зависит от комплексного применения имеющихся в арсенале ООН инструментов: это Главы I и VI Устава, а также ряд дополнительных решений, в том числе резолюция СБ 2171 от 2014 года по предотвращению конфликтов.

Настало время непредвзято посмотреть на то, что не сработало и по какой причине, и сделать соответствующие выводы. Сейчас, с началом работы нового Генерального секретаря – самый подходящий для этого момент.

При этом не будем забывать, что для каждой ситуации необходим деликатный, беспристрастный подход и терпеливый поиск уникального решения. Единые для всех шаблоны неуместны. Уверены в том, что раннее предупреждение не может основываться на произвольно выбранном сочетании неких «индикаторов» конфликта, открывающем возможности для злоупотреблений.

Тем более неуместно искусственно акцентировать отдельные механизмы, имеющиеся в распоряжении ООН – пусть такие важные, как правозащитные или из области Целей устойчивого развития. Оценочные методики отдельных структур, носящие непрозрачный характер, не должны использоваться в качестве универсальной основы превентивных действий.

Что касается понятия «сохранение мира», то мы рассматриваем его как осознание всеми участниками национальных процессов общей ответственности за мир, устранение первопричин конфликтов, восстановление и развитие своего государства, а также недопущение возможных кризисных ситуаций.

Этот термин был впервые использован в резолюции СБ ООН 2282 от 2016 года о реформе архитектуры миростроительства, которая адаптировала документальную базу к современным реалиям. При этом мандаты органов и основы работы остались неизменными – главную ответственность как за предотвращение, так и за преодоление последствий конфликтов несут сами государства, от решений которых зависят параметры международной поддержки, если она необходима.

Г-жа Председатель,

Порой предотвращение конфликтов преподносится в качестве некоего нового всеохватывающего «приоритета» для ООН. При этом за скобками остается тот факт, что эта задача зафиксирована в Уставе еще 70 лет назад. Почему она должным образом не реализовывалась – большой вопрос. Возможно, дело в политической воле или её отсутствии.

Согласны, что профилактика дешевле и эффективнее лечения. Другое дело – определиться с диагнозом. Напомню, что у государств-членов сохранились разногласия по поводу предложенных предыдущим Генсекретарем возможных «индикаторов» неизбежности кризиса. История не раз доказывала, что кризисы могут возникать, например, в отсутствие нарушений прав человека или в государствах, где не было недостатка развития. А, вот, внешнее вмешательство в дела других государств и поддержка госпереворотов, напротив, среди причин кризисов почему-то не упоминались. Хотя именно с их последствиями мы сейчас имеем дело в целом ряде случаев.

Следует также свежим взглядом посмотреть на координацию международных усилий по предотвращению конфликтов. Необходимо более активно использовать превентивный потенциал, накопленный региональными и субрегиональными организациями.

Разумеется, государства-члены ждут конструктивной поддержки от Секретариата ООН. Надеемся, что его сотрудники, не забывая о главной ответственности СБ за поддержание международного мира и безопасности, при подготовке соответствующих докладов будут добротно анализировать проблемы и делиться накопленным опытом по их разрешению. Такие доклады могут быть полезны, если они составлены профессионально и беспристрастно. Важно также, чтобы они концентрировались на практической отдаче от предлагаемых мер.

Мы готовы к учету любых инициатив Секретариата в области предотвращения конфликтов или повышения информированности о возможных угрозах. Но эти предложения должны иметь добавленную стоимость, учитывать подходы государств-членов и основных сторон конфликта.

Это, в частности, касается Плана действий по предотвращению насильственного экстремизма, который не вполне емко учитывает реальные причины этого опасного явления и пренебрегает главной ролью государств в противодействии ему.

При этом не должна оставаться в тени более насущная проблема - глобальная террористическая угроза невиданного уровня, для борьбы с которой необходимы подлинно коллективные усилия.

Поэтому мы предлагаем сплотиться и действовать действительно сообща в рамках широкой антитеррористической коалиции, о чем говорил Президент России В.В.Путин в своем выступлении на 70-й сессии Генассамблеи. Всем нам нужно руководствоваться не амбициями, а общими ценностями и интересами – на основе Устава ООН и других применимых норм международного права, а также согласованных партнерских решений, важнейшим из которых является Глобальная контртеррористическая стратегия ООН.

Со своей стороны подтверждаем нашу приверженность укреплению превентивного антикризисного потенциала ООН, что нашло отражение в обновленной в ноябре 2016 года Концепции внешней политики России.

Г-жа Председатель,

В завершение хотелось бы обратить внимание на то, что можно сколь угодно долго гипотетически рассуждать, сколько конфликтов можно было бы предотвратить, если бы ООН вовремя вмешалась.

Однако факт остается фактом – значительное их количество было порождено именно безответственным внешним вмешательством в дела государств, в том числе для свержения законных режимов. Мы не имеем права разбазаривать авторитет ООН на подобные авантюры. Любые наши действия должны быть тщательно выверены и главное – иметь поддержку всех сторон конфликта.

Г-жа Председатель,

Не могу не прокомментировать кратко два прозвучавших сегодня заявления.

Что касается выступления представителя Соединенных Штатов, мы уже привыкли к тому, что идея американской исключительности распространяется и на процедурные вопросы, что выражается в неуважительном к другим пренебрежением к лимиту времени. Сложнее привыкнуть к выборочному цитированию истории. Говоря о суверенитете, нельзя не упомянуть, что именно его грубое нарушение Соединенными Штатами и привело к тяжелейшему положению в целом ряде регионов мира, с которым нам сейчас приходится иметь дело.

Вторжение США в Ирак не только дестабилизировало Ближний Восток, но и породило ИГИЛ. Грубое нарушение суверенитета Сирии привело к дальнейшему расползанию террористической угрозы.

Разрушение ливийской государственности имеет тяжелейшие последствия не только для самой страны, но и для всего Африканского континента.

Устремившиеся в Европу потоки беженцев из Сирии и Ливии – это прямое следствие авантюристической политики Вашингтона.

Плачевное положение в Южном Судане во многом связано с многолетними усилиями Вашингтона по свержению режима в Хартуме.

Кризис на Украине не случился бы, если бы Соединенные Штаты и их союзники не стали диктовать Киеву, какие соглашения ему подписывать и когда.

Уходящая Администрация Б.Обамы отчаянно ищет виновных в своих провалах как во внешней политике, так и во внутренней. Вызывает сожаление, что и площадка Совета Безопасности ООН используется для этого безнадежного занятия.

Выступление представителя Украины содержало очевидные юридические и политические «ляпы». Киеву надо прекратить стрелять по мирным жителям Донбасса и выполнять Минские договоренности, которым скоро исполнится два года. В первую очередь необходимо наладить прямой диалог с жителями Донецка и Луганска.

Г-жа Председатель,

В заключении, хотел бы еще раз пожелать успехов Генеральному секретарю Антониу Гутеррешу.

Благодарю Вас.