Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Е.Т.Загайнова на заседании Совета Безопасности ООН по теме «Защита гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта»

19 января 2016 года


Г-н Председатель,

Мы благодарим уругвайское председательство за предложение вновь обратиться к вопросу о защите гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта. Признательны Первому заместителю Генерального секретаря и другим докладчикам за их оценки и полезную информацию.

Проблематика защиты гражданских лиц прочно вошла в повестку дня Совета Безопасности в качестве одного из ключевых элементов урегулирования вооруженных конфликтов, поддержания международного мира и безопасности в целом.

К сожалению, жестокость и пренебрежительное отношение к человеческой жизни характерны для ряда современных вооруженных конфликтов. Мирные жители гибнут и получают увечья в результате неизбирательного применения силы или целенаправленных нападений, подвергаются пыткам и иным жестоким и бесчеловечным видам обращения и наказания, различным формам насилия. Ужасающие зверства в отношении гражданского населения, в том числе женщин и детей, совершаются ИГИЛ и связанными с этой преступной структурой террористическими группировками, бесчинствующими в Ираке, Сирии, других странах.

Г-н Председатель,

Обеспечение защиты мирного населения остается первоочередной задачей вовлеченных в конфликт сторон. Важную роль в успехе национальных усилий в этой сфере может сыграть содействие правительствам со стороны международного сообщества. Что касается силовых мер реагирования, то они возможны лишь с санкции Совета Безопасности и при неукоснительном соблюдении положений Устава ООН.

Разделяем рекомендации Независимой группы высокого уровня по обзору миротворческих операций и специальных политических миссий и подготовленные на их основе рекомендации Генерального секретаря относительно необходимости использования политического диалога в качестве приоритетного инструмента по разрешению конфликтных ситуаций, в том числе в контексте защиты гражданских лиц. Рассматриваем данную задачу как один из элементов деятельности миротворческих миссий ООН, имеющих мандат по главе VII Устава.

Ключевыми ориентирами в этой области должны оставаться положения Устава ООН и базовые принципы ооновского миротворчества. Не можем согласиться с периодически звучащими заявлениями о необходимости их гибкой, в зависимости от меняющихся обстоятельств «на земле», интерпретации, прежде всего в контексте возможности применения силы «голубыми касками». Безусловно, недопустимыми являются преступления в отношении гражданского населения со стороны самих миротворцев, такие как вопиющие случаи сексуального насилия, о которых стало известно в последние месяцы.

Г-н Председатель,

Придаем большое значение созданию благоприятных условий для адекватного и своевременного оказания гуманитарного содействия нуждающемуся населению. Отмечаем усилия Международного Комитета Красного Креста и других гуманитарных организаций на этом направлении.

Совет неоднократно призывал стороны вооруженных конфликтов соблюдать положения международного гуманитарного права, касающиеся уважения и защиты гуманитарного и медицинского персонала, работающего в зонах вооруженных конфликтов.

Тем не менее ситуация в этой области оставляет желать лучшего, а жизни и здоровье тех, кто оказывает помощь пострадавшим, по-прежнему подвергаются неоправданным угрозам. Так, в октябре 2015 года десятки людей погибли в результате авиаудара по больнице международной неправительственной организации «Врачи без границ» в Кундузе. Совсем недавно вновь был нанесен авиаудар по медицинскому центру этой НПО в Йемене.

Современные вооруженные конфликты сопровождаются массовым перемещением гражданского населения. Беспрецедентное со времен Второй мировой войны увеличение числа людей, вынужденных покидать свои дома, и постоянный рост гуманитарных потребностей являются серьезным испытанием ООН на прочность.

Преодоление современного миграционно-гуманитарного кризиса, причиной которого в значительной степени стали спровоцированные извне конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке, возможно лишь путем политического урегулирования и социально-экономической стабилизации в странах исхода мигрантов. Особого внимания требуют вопросы обеспечения и защиты их прав в принимающих государствах, учета специфики и традиций различных культур и религий, предотвращения «автоматического» отождествления вынужденных мигрантов с потенциальными террористами.

Залогом успеха в деле избавления мирного населения от выпадающих на его долю в ходе вооруженных конфликтов страданий является соблюдение Устава ООН, норм международного гуманитарного права и соответствующих решений Совета Безопасности, а также отказ от политизированных, избирательных и односторонних подходов к данной проблеме. Только в этом случае принимаемые решения будут по-настоящему эффективными и позволят обеспечить подлинную защиту гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов.

Г-н Председатель,

Нельзя не заметить, что важность и острота темы защиты гражданских лиц, ее зачастую весьма эмоциональное звучание делают ее привлекательной для недобросовестного использования в целях политических спекуляций. К сожалению, так произошло и сегодня. Очевидно, расчет делается на то, что озвучивание на фоне дискуссий по этой теме очередной порции необоснованных обвинений в адрес России может придать им некую убедительность.

Гражданские лица, в том числе женщины и дети, составляют значительную часть среди погибших и раненых в результате конфликта на Украине. К этому трагическому результату привела не воображаемая «российская агрессия», а отказ в 2014 году киевских властей от диалога с Востоком и попытка решить проблему посредством осуществления масштабной силовой операции, цинично названной антитеррористической.

За данным 1 июля 2014 г. Президентом Украины обещанием никогда не применять силу против мирных людей и не бить по жилым кварталам последовали массированные обстрелы населенных пунктов Донецкой и Луганской областей, а количество жертв среди мирного населения стало нарастать с каждым днем. Немало бед продолжает нести экономическая блокада региона со стороны Киева.

Самый надежный путь положить конец страданиям жителей Донбасса – скорейшее урегулирование кризиса на основе четкого выполнения Минских договоренностей. Стороны конфликта, прежде всего украинские власти, должны найти политическую волю для реализации тех решений, которые закреплены в минском «Комплексе мер».