Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Е.Т.Загайнова на заседании Совета Безопасности ООН по теме «Защита гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта»
19 января 2016 года
Г-н Председатель,
Мы благодарим уругвайское председательство за предложение вновь обратиться к вопросу о защите гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта. Признательны Первому заместителю Генерального секретаря и другим докладчикам за их оценки и полезную информацию.
Проблематика защиты гражданских лиц прочно вошла в повестку дня Совета Безопасности в качестве одного из ключевых элементов урегулирования вооруженных конфликтов, поддержания международного мира и безопасности в целом.
К сожалению, жестокость и пренебрежительное отношение к человеческой жизни характерны для ряда современных вооруженных конфликтов. Мирные жители гибнут и получают увечья в результате неизбирательного применения силы или целенаправленных нападений, подвергаются пыткам и иным жестоким и бесчеловечным видам обращения и наказания, различным формам насилия. Ужасающие зверства в отношении гражданского населения, в том числе женщин и детей, совершаются ИГИЛ и связанными с этой преступной структурой террористическими группировками, бесчинствующими в Ираке, Сирии, других странах.
Г-н Председатель,
Обеспечение защиты мирного населения остается первоочередной задачей вовлеченных в конфликт сторон. Важную роль в успехе национальных усилий в этой сфере может сыграть содействие правительствам со стороны международного сообщества. Что касается силовых мер реагирования, то они возможны лишь с санкции Совета Безопасности и при неукоснительном соблюдении положений Устава ООН.
Разделяем рекомендации Независимой группы высокого уровня по обзору миротворческих операций и специальных политических миссий и подготовленные на их основе рекомендации Генерального секретаря относительно необходимости использования политического диалога в качестве приоритетного инструмента по разрешению конфликтных ситуаций, в том числе в контексте защиты гражданских лиц. Рассматриваем данную задачу как один из элементов деятельности миротворческих миссий ООН, имеющих мандат по главе VII Устава.
Ключевыми ориентирами в этой области должны оставаться положения Устава ООН и базовые принципы ооновского миротворчества. Не можем согласиться с периодически звучащими заявлениями о необходимости их гибкой, в зависимости от меняющихся обстоятельств «на земле», интерпретации, прежде всего в контексте возможности применения силы «голубыми касками». Безусловно, недопустимыми являются преступления в отношении гражданского населения со стороны самих миротворцев, такие как вопиющие случаи сексуального насилия, о которых стало известно в последние месяцы.
Г-н Председатель,
Придаем большое значение созданию благоприятных условий для адекватного и своевременного оказания гуманитарного содействия нуждающемуся населению. Отмечаем усилия Международного Комитета Красного Креста и других гуманитарных организаций на этом направлении.
Совет неоднократно призывал стороны вооруженных конфликтов соблюдать положения международного гуманитарного права, касающиеся уважения и защиты гуманитарного и медицинского персонала, работающего в зонах вооруженных конфликтов.
Тем не менее ситуация в этой области оставляет желать лучшего, а жизни и здоровье тех, кто оказывает помощь пострадавшим, по-прежнему подвергаются неоправданным угрозам. Так, в октябре 2015 года десятки людей погибли в результате авиаудара по больнице международной неправительственной организации «Врачи без границ» в Кундузе. Совсем недавно вновь был нанесен авиаудар по медицинскому центру этой НПО в Йемене.
Современные вооруженные конфликты сопровождаются массовым перемещением гражданского населения. Беспрецедентное со времен Второй мировой войны увеличение числа людей, вынужденных покидать свои дома, и постоянный рост гуманитарных потребностей являются серьезным испытанием ООН на прочность.
Преодоление современного миграционно-гуманитарного кризиса, причиной которого в значительной степени стали спровоцированные извне конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке, возможно лишь путем политического урегулирования и социально-экономической стабилизации в странах исхода мигрантов. Особого внимания требуют вопросы обеспечения и защиты их прав в принимающих государствах, учета специфики и традиций различных культур и религий, предотвращения «автоматического» отождествления вынужденных мигрантов с потенциальными террористами.
Залогом успеха в деле избавления мирного населения от выпадающих на его долю в ходе вооруженных конфликтов страданий является соблюдение Устава ООН, норм международного гуманитарного права и соответствующих решений Совета Безопасности, а также отказ от политизированных, избирательных и односторонних подходов к данной проблеме. Только в этом случае принимаемые решения будут по-настоящему эффективными и позволят обеспечить подлинную защиту гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов.
Г-н Председатель,
Нельзя не заметить, что важность и острота темы защиты гражданских лиц, ее зачастую весьма эмоциональное звучание делают ее привлекательной для недобросовестного использования в целях политических спекуляций. К сожалению, так произошло и сегодня. Очевидно, расчет делается на то, что озвучивание на фоне дискуссий по этой теме очередной порции необоснованных обвинений в адрес России может придать им некую убедительность.
Гражданские лица, в том числе женщины и дети, составляют значительную часть среди погибших и раненых в результате конфликта на Украине. К этому трагическому результату привела не воображаемая «российская агрессия», а отказ в 2014 году киевских властей от диалога с Востоком и попытка решить проблему посредством осуществления масштабной силовой операции, цинично названной антитеррористической.
За данным 1 июля