Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН по теме «Уважение принципов и целей Устава ООН как ключевой элемент поддержания международного мира и безопасности»

15 февраля 2016 года


Г-жа Министр,

Приветствуем проведение сегодняшней дискуссии по инициативе Боливарианской Республики Венесуэла и Ваше личное председательство в Совете. Полезный разговор по аналогичной теме состоялся год назад по предложению Китая. Он показал, что вопрос не оставляет равнодушным почти никого. На сегодня эта дискуссия, конечно, далеко не исчерпана.

Г-жа Председатель,

Свод отраженных в Уставе ООН целей, принципов и правил – таких как независимость и суверенное равенство государств, невмешательство в их внутренние дела, мирное урегулирование споров, право народов на самоопределение – представляет собой основу кодекса поведения государств на мировой арене.

Никто, казалось бы, не ставит под сомнение непреложность принципов Устава ООН. Уверены, что и сегодня многие участники подтвердят свою приверженность им. Однако на практике эти принципы соблюдаются не всегда. Спустя 70 лет после окончания Второй мировой войны базовые принципы, которые призваны служить фундаментом системы международных отношений, становятся для некоторых неудобной помехой, и как следствие подвергаются разного рода интерпретациям или просто обходятся стороной.

Это неминуемо приводит к тому, что государства испытывают на себе те взрывоопасные обстоятельства, которые в свое время создали условия для мировых войн и которые основатели Объединенных Наций хотели исключить раз и навсегда путем установления единых правил поведения для всех.

Сегодня невозможно закрыть глаза на то, что происходит в результате неприкрытого вмешательства во внутренние дела государств путем поддержки незаконной смены власти или насильственного насаждения чуждых культурных или социальных норм. Мы все прекрасно видели, как из искры народных волнений в Ливии при якобы бескорыстной помощи извне разгорелся пожар, уничтоживший государство и оставивший на его месте пепелище и хаос. Именно такое незаконное вмешательство - в виде нелегитимных авиаударов или поставок вооружений неправительственным вооруженным формированиям - привело к росту насильственного экстремизма и радикализации в Сирии, что в конечном счете вылилось в появление и усиление таких страшных явлений как ИГИЛ.

Российская делегация серьезно озабочена последними агрессивными действиями турецких властей, массированно обстреливающими приграничные районы Сирии и способствующими проникновению на территорию Сирии свежих групп наемников для пополнения потерь Джабхат ан-Нусры, ИГИЛ и других террористических организаций.

Последствия вмешательства в Ливии и Сирии поражают масштабами – это и ужасные страдания мирного населения, и разрушение культурного наследия человечества, и беспрецедентный миграционный кризис.

Г-жа Председатель,

Мы поддерживаем заявленную цель сегодняшнего заседания – подтверждение незыблемости целей и принципов Устава, а также изыскание путей вовлечения государств в их эффективную реализацию. Нам действительно необходимо договориться о том, как на основе Устава ООН будет осуществляться совместное управление рисками в контексте все более усложняющихся международных отношений. Без соблюдения системообразующих принципов этого сделать не получится.

Частью это работы должны стать решительные меры по избавлению от двойных стандартов в мировой политике, по укреплению роли Совета Безопасности как ведущего органа по согласованию коллективных подходов, опирающихся на уважение культурно-цивилизационного многообразия современного мира.

Прошедший год после заседания СБ в феврале 2015 г. подтвердил, что позитивных результатов удается добиться тогда, когда члены Совета объединяют усилия в интересах выхода на консолидированные позиции в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Именно на такой основе удалось выйти на всеобъемлющую договоренность по обеспечению исключительно мирного характера иранской ядерной программы, что позволило устранить один из наиболее взрывоопасных конфликтных очагов в регионе Ближнего и Среднего Востока. Успешно завершен процесс ликвидации сирийского военно-химического арсенала, приняты важные решения, касающиеся противодействия терроризму, его финансированию, а также продвижения сирийского урегулирования. Выработано новое всеобъемлющее Парижское соглашение по проблемам изменения климата.

Г-жа Председатель,

Три делегации упомянули украинский кризис. Считаем, что неприкрытое вмешательство во внутренние дела Украины имело место в форме поощрения извне антиконституционного государственного переворота в 2014 году. Свидетельства этому хорошо известны: можно вспомнить хотя бы откровения высокопоставленных американских должностных лиц-покровителей Киева, что недавно было продемонстрировано во всей красе во французском документальном фильме «Украина: маски революции». Все это привело к деградации государственности в стране, радикализации, росту национализма и многочисленным жертвам.

Хотели бы напомнить, что на фоне этого кризиса в Крыму произошло то, что предусмотрено международным правом, в том числе принципами Устава ООН: было реализовано право на самоопределение. Согласно Декларации 1970 г. о принципах международного права оно может осуществляться в том числе «путем создания суверенного и независимого государства, свободного присоединения к независимому государству или объединения с ним».

Примечательно, что ряд государств, подвергающих сомнению законность отделения Крыма, говорили прямо противоположное применительно к Косово.

Что касается текущего конфликта на Украине, то он вряд ли прекратится, пока власть в Киеве не найдет общий язык со всеми политическими силами и регионами страны. Мы готовы всячески способствовать этому, и главный шаг на этом пути – неукоснительное выполнение Минских соглашений, с чем, как мы все прекрасно видим, у Киева проблемы. Достоинство Минских соглашений именно в их предельной конкретности, которая не дает возможности манипулировать ими или их трактовать. В этом-то и состоит головная боль для Киева, стремящегося уйти от их реализации.

Г-жа Председатель,

В нынешних условиях, когда четкость в восприятии принципов Устава ООН и их непреложного характера зачастую оказывается утраченной, полагаем, требуется ясно подтвердить нашу общую приверженность этим положениям, которые не имеют альтернативы. Надеемся, это поможет оставить в прошлом попытки оказания массированного давления на суверенные государства путем навязывания своих решений и стандартов в политической, экономической, идеологической областях. Веление времени состоит в необходимости установления истинной демократии и верховенства права в международных отношениях.

Г-жа Председатель,

Некоторые делегации сегодня говорили о нарушениях принципов Устава ООН, безосновательно обвиняя в этом Россию. С тем, чтобы эти фантазии не создавали неверного впечатления, позвольте сделать «экспресс-обзор» наиболее вопиющих случаев пренебрежения международным правом, включая цели и принципы Устава ООН, за последние десятилетия, тем более что о них, очевидно, подзабыли.

В 1964 году Великобритания бомбит йеменский город Хариб. СБ осуждает эти действия в резолюции 188, подчеркнув несовместимость репрессалий с целями и принципами ООН. В 1983 году США осуществляют военное вторжение в Гренаду. Генассамблея в резолюции 37/8 называет действия США "грубым нарушением международного права". (Многие, наверное, знают о реакции на этот документ тогдашнего президента США, заявившего, что новость ничуть не испортила ему аппетита за завтраком.)

В 1986 году происходит военное нападение США на Ливию, квалифицированное Генассамблеей как "нарушение Устава ООН и международного права". В 1989 году – вторжение американских войск в Панаму. Генассамблея называет его "вопиющим нарушением международного права".

Такие нарушения неоднократно констатировались Международным Судом (ICJ) – главным судебным органом системы ООН. Например, в первом в свой истории решении по делу о канале Корфу 1946 года Суд признал факт нарушения Великобританией суверенитета Албании. Хорошо известно решение по делу Никарагуа против США 1986 года. В нем Суд прямо указал, что США нарушили суверенитет Никарагуа и нормы о невмешательстве во внутренние дела и неприменении силы. Примечательно, что США демонстративно продолжили осуществлять те действия, которые Суд признал противоречащими международному праву.

Безответственное отношению США и их союзников к Уставу ООН продолжилось и дальше. Последовали бомбардировки Югославии и вторжение в Ирак. О происходящем последние годы в Ливии и Сирии я уже говорил. Видимо, презумпция собственной исключительности позволяет некоторым государствам давно ставить себя выше целей и принципов Устава ООН.

Благодарю Вас.