Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по Ближнему Востоку

18 апреля 2016 года



Г-н Председатель,

Иногда приходится слышать, что на фоне других многочисленных кризисов палестино-израильский конфликт потерял свое значение в контексте поддержания международного мира и безопасности. Категорически не согласны с такой точкой зрения. Усилия по его урегулированию должны быть интенсифицированы.

Главной задачей сегодня считаем создание условий для реанимирования переговоров. Ситуация "на местах" остается напряженной и чреватой новыми всплесками насилия.

С октября 2015 г. жертвами конфронтации стали свыше 200 палестинцев и более 30 израильтян. На этом тревожном фоне израильское правительство продолжает политику "свершившихся фактов" – строительство поселений, конфискацию земель, снос палестинских домов, ставящую под угрозу реализацию двугосударственного решения.

В сложившихся условиях как никогда востребованным становится четкий сигнал международного сообщества о недопущении раскручивания новой спирали насилия и необходимости скорейшего перезапуска переговоров. Ведущую роль в деле возвращения ситуации в политико-дипломатическое русло отводим ближневосточному "квартету" международных посредников.

Министерские заседания "четверки" в Вене в октябре 2015 года и в Мюнхене в феврале 2016 года, созванные по инициативе России, были направлены на возвращение сторон к конструктивным действиям по нормализации обстановки и продвижению к достижению устойчивых, взаимоприемлемых договоренностей на известной международно-правовой основе. Рассчитываем, что доклад "квартета", призванный дать объективный анализ ситуации "на земле" и рекомендации сторонам, будет способствовать разрядке напряженности и восстановлению политического горизонта урегулирования.

Нельзя забывать и про Газу. Гуманитарная ситуация в секторе остается крайне тяжелой и в любой момент может начать скатываться в очередной опасный кризис. В условиях отсутствия подвижек по решению проблем анклава, преодоления его блокады и восстановления разрушенной Израилем летом 2014 года инфраструктуры не исключены рецидивы конфронтации.

В контексте реанимирования мирного процесса особое значение приобретает вопрос достижения палестинского единства. Приветствуем прошедшие в феврале-марте 2016 года в Дохе и Каире контакты представителей ФАТХ и ХАМАС, на которых обсуждались вопросы формирования правительства национального единства и проведения президентских и парламентских выборов. Несмотря на трудности в переговорах между ФАТХ и ХАМАС, продолжаем содействовать преодолению межпалестинского раскола.

Ценим усилия всех членов международного сообщества, которые направлены на достижение всеобъемлющего, справедливого, долгосрочного решения палестино-израильского конфликта. Однако такого рода шаги и инициативы должны быть четко выверены и ориентированы на конкретный результат. Главным критерием оценки полезности подобных усилий по перезапуску переговорного процесса является четкое понимание их добавленной стоимости.

Разделяем глубокий дискомфорт, испытываемый большинством членов Совета Безопасности в связи с пассивностью Совета в деле палестино-израильского урегулирования.

Действительно, последним документом Совета Безопасности было заявление председателя, принятое по инициативе России в 2009 году. В 2011 году последовало вето США по резолюции о поселениях. А затем, в 2014 году, - «скрытое вето» по другому проекту. Тогда было два голоса против, пять воздержавшихся, но по сути дела было сделано все, чтобы заблокировать проект, а не услышать мнение Совета Безопасности по этой теме. В обоих случаях Россия голосовала «за». Не слишком впечатляющий результат работы Совета. Мы должны и можем сделать больше, начиная с реализации давнего предложения России об организации миссии Совета Безопасности на Ближний Восток.

Г-н Председатель,

Что касается ситуации в Сирии, то считаем необходимым использовать прекращение боевых действий в этой стране и межсирийский диалог в Женеве под эгидой ООН для достижения прочного сирийского политического урегулирования. В этом контексте удовлетворены запуском второго раунда переговоров при посреднической роли спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии Стаффана де Мистуры.

Продолжим оказывать помощь сирийской армии в противостоянии с группировками международных террористов из ИГИЛ и "Джабхат ан-Нусры". Важное значение придаем деятельности двух целевых групп Международной группы поддержки Сирии (МГПС) – по прекращению огня и по гуманитарному доступу.

Сегодняшнее заявление делегации США по этой проблематике считаем несбалансированным, необъективным и контрпродуктивным.

Залог успеха видим в обеспечении устойчивого и результативного характера межсирийского диалога в соответствии с положениями Женевского коммюнике 2012 года, решений МГПС и резолюции 2254 СБ ООН. В этом диалоге должны участвовать все слои сирийского общества, не запятнавшие себя террористической деятельностью, включая, разумеется, и курдов. Вновь подчеркиваем необходимость придания делегации оппозиции в Женеве подлинно репрезентативного характера и недопустимость обставлять свое участие в переговорах выдвижением предварительных условий.

Выступаем за комплексный, объективный и неполитизированный подход к гуманитарным вопросам. Только так можно обеспечить их эффективное и устойчивое решение.

Г-н Председатель,

Выступаем за установление полноценного прекращения огня в Йемене всеми конфликтующими сторонами. Рассчитываем, что новый переговорный раунд начнется без необоснованных задержек. Считаем важным обеспечить беспрепятственный гуманитарный доступ и снять какие бы то ни было блокады. Скорейшая нормализация ситуации с допуском в страну коммерческих грузов, в первую очередь продовольствия, воды и медикаментов, сыграет существенную роль в облегчении страданий простого населения Йемена.

Сложной и неопределенной остается ситуация в Ливии. Усилия по восстановлению ее единства на основе заключенного в Схирате политического соглашения пока разворачиваются медленно. Это неудивительно, если вспомнить, какой тяжелый удар был нанесен государственности Ливии иностранным вмешательством. Тем временем террористическая экспансия подбирается к стратегически важным районам страны, усугубляются социально-экономические и гуманитарные проблемы.

Формула урегулирования может быть только ливийской. Для этого необходимо продолжать под эгидой ООН терпеливую работу по привлечению к диалогу влиятельных представителей всех регионов Ливии. Поэтому мы с недоумением восприняли недавнее решение Европейского Союза о внесении в свой санкционный список некоторых ключевых участников политического процесса. Такая линия чревата дальнейшим обострением внутриливийских противоречий.

Для эффективной помощи ливийцам, в том числе с целью противодействия разрастающейся угрозе терроризма, требуется должная координация инициатив с плотным подключением региональных игроков. Однако некоторые данные дают повод говорить о том, что отдельные международные партнеры могут иметь скрытую повестку дня по Ливии. Помогать необходимо, но только в рамках международного права. Чтобы потом спустя годы не приходилось каяться о допущенных ошибках.

Г-н Председатель,

Сложная обстановка на Ближнем Востоке и в Северной Африке, военно-политическая турбулентность и глубокие социально-экономические деформации, расширение влияния террористических группировок и ухудшение уровня жизни широких масс населения диктуют необходимость слаженной коллективной работы по стабилизации региона. Важнейшая роль в этом отношении принадлежит Совету Безопасности ООН.

Благодарю за внимание.