Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева в ходе заседания Совета Безопасности ООН по обзору архитектуры миростроительства ООН

23 февраля 2016 года


Г-н Председатель,

Благодарим Вас за созыв сегодняшнего заседания. Оно станет своевременным обменом мнениями и, надеемся, поспособствует нахождению общих знаменателей в ходе идущего сейчас согласования проекта резолюций Генассамблеи и Совета Безопасности по реформе миростроительной архитектуры ООН.

С интересом выслушали выступления бывшего и нынешнего председателей Комиссии по миростроительству – постоянных представителей Швеции и Кении Олофа Скуга и Мачарии Камау, а также главы Консультативной группы экспертов по обзору миростроительства Герта Розенталя.

Миростроительное содействие является одним из ключевых инструментов ООН по эффективному урегулированию конфликтов, стабилизации постконфликтных ситуаций и предотвращению возобновления разрушительных кризисов.

Приветствуем вклад, который привнес в этот процесс доклад Консультативной группы экспертов по обзору миростроительной архитектуры ООН. Этот документ подготовил основу для принятия государствами-членами информированных решений. В настоящее время в межгосударственном формате идет обсуждение – какие из конструктивных рекомендаций могли бы быть внедрены на практике.

Так, большое внимание в этом докладе уделяется необходимости миростроительных усилий на всех этапах конфликтного цикла.

Безусловно, предотвращение возобновления конфликтов занимает важное место в международной повестке дня. 70 лет назад эта задача была зафиксирована в Главе I Устава ООН. Затем Организация принимала дополнительные решения в этой важнейшей области своей деятельности, которые укрепили основу международных усилий на данном направлении. Полагаем, что необходимо использовать наработанный нами опыт и экспертизу.

Кроме того, доклад Группы экспертов предлагает государствам рассмотреть концепцию под названием "Сохранение мира" (sustainingpeace), которая определяется как "задача по достижению примирения и формированию общего видения общества, которую способны решить лишь национальные стороны. ООН и международные субъекты могут сопровождать этот процесс и содействовать ему, но не руководить им".

Полностью согласны с тем, что главную ответственность за определение приоритетов и реализацию восстановительных стратегий несут непосредственно сами государства, а соответствующие международные усилия должны концентрироваться в первую очередь на наращивании потенциала пострадавших стран. Такое содействие должно оказываться по запросу правительств, с их согласия с планом действий и при соблюдении национального суверенитета и политической независимости государств.

Г-н Председатель,

Уверены в том, что принцип национальной ответственности является краеугольным камнем миростроительных усилий.

В условиях современных кризисов, которые часто носят внутренний характер, национальные правительства продолжают нести главную ответственность за безопасность населения. В то же время сами общества также играют ключевую роль в построении устойчивого мира, поскольку они могут и должны максимально содействовать мирным процессам, занимать ответственную позицию и наиболее полно реализовывать свой конструктивный потенциал.

Именно поэтому критическое значение приобретают инклюзивные национальные процессы и построение единого восприятия внутри государств такой общей ответственности за мир и его устойчивость.

Признаем созидательную роль женщин в миротворческих и миростроительных усилиях, а также важность их равного участия в этих процессах. Однако чрезмерное акцентирование гендерных вопросов считаем контпродуктивным, поскольку они не имеют непосредственного отношения к первопричинам кризисных ситуаций, устранение которых является главной задачей.

Г-н Председатель,

Что касается миростроительной архитектуры ООН, то центральное место в ней занимает Комиссия по миростроительству – уникальный межправительственный консультативный орган. Поддерживаем ее деятельность по повышению эффективности и координации международного содействия странам, обратившимся за международной помощью или переданным в ее ведение Советом Безопасности ООН. Рассчитываем на то, что КМС продолжит улучшать качество консультативного содействия СБ ООН по урегулированию ситуаций в странах, находящихся в ведении обоих органов.

Рассчитываем, что работа, проделанная Группой экспертов, в конечном итоге будет развита государствами-членами в конкретные шаги по повышению эффективности Комиссии, при сохранении ее мандата, заложенного резолюциями Генассамблеи (60/180) и Совета Безопасности (1645).

Отмечаем также роль Фонда по миростроительству, который является важным механизмом срочного финансирования, способствующим привлечению долгосрочных ресурсов для помощи восстановлению и развитию. Неизменно выступаем за страновой принцип распределения средств ФМС.

Важно, чтобы работа Фонда была подкреплена соответствующим финансированием. Государствам-членам необходимо рассмотреть возможность более активного добровольного содействия. Россия ежегодно направляет в Фонд по два миллиона долларов. Ее совокупный взнос составил 12 млн.долларов.

Разумеется, было бы полезным тщательно изучить все разумные возможности привлечения средств. Однако идея с переводом ФМС на регулярный бюджет представляется противоречивой. Такой шаг не только создал бы дополнительную нагрузку на плательщиков в непростых экономических условиях, но и лишил бы Фонд его главных преимуществ – оперативности и гибкости в направлении средств на срочные нужды обратившихся за помощью государств.

В целом поддерживаем идею укрепления взаимодействия КМС с международными финансовыми институтами. Многие инициативы, разработанные вне ООН, в целом заслуживают внимания, однако они не могут автоматически рассматриваться как уже одобренные и официально принятые в рамках Всемирной Организации. Это в полной мере относится и к активно продвигаемой в последнее время так называемой "новой сделке", запущенной по линии ОЭСР.

Г-н Председатель,

В завершении, хотелось бы подчеркнуть, что вопрос об адаптации миростроительной архитектуры ООН к современным реалиям требует ответственного, взвешенного и обстоятельного обсуждения. Важно добиться такого результата, который будет способствовать строительству мира, а не создаст новые риски.

Благодарю Вас.