Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по нераспространению оружия массового уничтожения
Мы приветствуем Министра иностранных дел и сотрудничества Испании Альфонсо Дастиса Кеседо в кресле Председателя Совета Безопасности. Признательны за организацию открытых дебатов по проблематике нераспространения ОМУ и резолюции СБ 1540. Благодарим испанское председательство Комитета СБ 1540 за деятельное и активное руководство этим вспомогательным органом Совета.
На долю Вашей страны, господин Председатель, выпала важная и многотрудная задача – возглавить Всеобъемлющий обзор хода осуществления резолюции 1540. И, как нам кажется, испанская дипломатия весьма достойно справилась с поставленной задачей.
Подготовлен субстантивный итоговый доклад Комитета СБ 1540, в котором отмечены успехи выполнения странами резолюции 1540 за истекший пятилетний период. Только что Советом Безопасности единогласно одобрена резолюция, которая определяет ориентиры дальнейшей работы государств, Комитета и других заинтересованных игроков на период до 2021 года.
Г-н Председатель,
Голос Российской Федерации активно и конструктивно звучит на всех нераспространенческих площадках. Борьба с распространением ОМУ – один из приоритетов российской внешней политики. Мы заинтересованы в нахождении общих позиций с нашими партнерами в целях скорейшего продвижения нераспространенческой повестки дня.
Архитектура глобального нераспространения зиждется на трех опорах ‑ Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО) и Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО).
Особое место в этой архитектуре занимает резолюция СБ ООН 1540, которая нацелена на создание прочного правового и правоприменительного заслона в целях предотвращения попадания ОМУ в руки негосударственных субъектов, включая террористов.
Главный итог Всеобъемлющего обзора видим в подтверждении актуальности всех установок, сформулированных Советом Безопасности в резолюции 1540, превентивного характера данной резолюции и заложенной в ней идеологии сотрудничества.
Ещё один важный вывод – необходимость сохранения позитивной динамики осуществления резолюции СБ 1540 и настроя всех на длительную и кропотливую работу с учетом долгосрочного характера данного процесса. Понимаем, что это потребует концентрации внимания и внутренних резервов, прежде всего государств, и содействия со стороны Комитета 1540.
Г-н Председатель,
В контексте принятой сегодня резолюции Российская Федерация готова рассмотреть пути приложения дополнительных усилий для выявления параметров более активной работы в интересах достижения целей в формате Комитета СБ 1540.
Новый акцент этого документа – призыв к государствам и Комитету учитывать, где это применимо, эволюцию рисков распространения ОМУ, а также быстрое развитие науки, технологий и международной торговли, которые могут использоваться негосударственными субъектами для целей распространения. Главное ‑ чтобы эта тема была тесно увязана с задачами имплементации.
Также предлагается более активно задействовать национальный и региональный компоненты осуществления резолюции 1540: обмен наилучшими практиками, проведение учебных семинаров для контактных пунктов, проведение региональных форумов и конференций по вопросам содействия. Польза от таких мероприятий очевидна. Летом этого года Россия провела семинар для контактных пунктов в Калининграде под эгидой ОБСЕ и Управления по вопросам разоружения ООН. Изучаем возможность продолжения такой практики.
Г-н Председатель,
Большое внимание в резолюции уделено вопросам оказания помощи странам, которые в этом нуждаются. Россия оказывает содействие государствам-участникам СНГ, организуя, в частности, на регулярной основе семинары по линии Федеральной службы Российской Федерации по техническому и экспортному контролю, которые мы намерены продолжать.
Весьма позитивно воспринимаем нацеленность на привлечение потенциала международных и региональных организаций, согласование их планов работы с усилиями Комитета и с запросами государств, поддерживаем и вовлечение, там где это оправданно, научных кругов и бизнес-сообщества. Разумеется, все это должно происходить под руководством и контролем государственных структур.
Г-н Председатель,
В свете продолжающейся террористической активности в Сирии и Ираке со стороны ИГИЛ и других террористических группировок, которые освоили технологии производства химоружия и активно его применяют, значимость резолюции 1540 только возрастает. Комитет 1540 в рамках своего мандата продолжит взаимодействовать с контртеррористическими Комитетами СБ ООН по этим вопросам.
Нарушение резолюции 1540 недопустимо. Сообщения о получении негосударственными субъектами доступа к химоружию требуют тщательного расследования и реагирования Совета Безопасности.
Мы неоднократно слышали о применении боевиками ИГИЛ и другими группировками промышленных химикатов или даже боевых отравляющих веществ. Есть сведения о доступе террористов к технологиям и инфраструктуре по созданию химоружия. Угроза химического и биологического терроризма приобретает все более масштабный трансграничный характер.
Острота задачи усиления борьбы с актами терроризма настолько высока, что инструментария резолюции 1540, выполняющей свою важную функцию, равно как и инструментария других резолюций, сфокусированных на конкретных сюжетах, явно недостаточно. Здесь нужен глобальный и комплексный подход.
Руководствуясь именно этими соображениями, Россия выступила на Конференции по разоружению в Женеве с инициативой разработки Международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма. С удовлетворением отмечаем, что эта инициатива набирает все большее число сторонников. Призываем партнеров, которые пока не определились на этот счет, ещё раз внимательно изучить российское предложение и позитивно отреагировать на него.
Россия заинтересована в укреплении режима нераспространения ОМУ и будет делать для этого все возможное с опорой на активное взаимодействие с региональными и международными партнерами.
Благодарю Вас.