Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по нераспространению оружия массового уничтожения

Приветствуем заместителя Премьер-министра Малайзии Ахмада Захида Хамиди в кресле Председателя Совета Безопасности. Признательны за организацию заседания по проблематике нераспространения и резолюции СБ 1540. Внимательно выслушали прозвучавшие сегодня брифинги.

Благодарим испанское председательство Комитета СБ 1540 за деятельное и активное руководство этим вспомогательным органом Совета.

Архитектура глобального нераспространения опирается на три составляющие – Договор о нераспространении ядерного оружия, Конвенцию о запрещении химического оружия и Конвенцию о запрещении биологического и токсинного оружия. Российская Федерация принимает активное участие во всех из них.

Резолюция СБ 1540 – еще одна основа нераспространения. Она является надежным заслоном попадания ОМУ в руки негосударственных субъектов. Добиться выполнения резолюции всеми странами и в полном объеме – актуальная задача международного сообщества. Сегодняшние дебаты станут весомым вкладом в проходящий в настоящее время всеобъемлющий обзор выполнения резолюции.

Отмечаем позитивную динамику осуществления резолюции 1540 за истекший период. Понимаем, что еще не все сделано и впереди большая работа. Важно ее продолжить без искусственного форсирования, с учетом возможностей отдельных стран.

Очевидно, что имеется широкое поле для совершенствования в рамках текущего мандата, который вряд ли стоит радикально перекраивать. В резолюцию заложена идеология сотрудничества, а не принуждения. Эту идеологию надо сохранить.

Понимаем необходимость поиска ответов на новые вызовы и угрозы. Поддерживаем укрепление антитеррористической составляющей нераспространения. В свете продолжающейся террористической активности в Сирии и Ираке со стороны ИГИЛ и других террористических группировок значимость резолюции 1540 только возрастает.

Сообщения о получении негосударственными субъектами доступа к химоружию требуют тщательного расследования и реагирования Совета Безопасности. Недопустимо оказание негосударственным субъектам любого содействия по их доступу к ОМУ.

Согласны с мнением, что следует активнее задействовать национальный и региональный компоненты осуществления резолюции 1540. Нужно изучать наилучшие практики, проводить учебные семинары для контактных пунктов. Польза от таких мероприятий очевидна. В конце июня Россия провела такое мероприятие в Калининграде под эгидой ОБСЕ и управления по вопросам разоружения ООН. Отклики участников – самые позитивные.

Необходимо привлекать потенциал международных и региональных организаций, согласовывать их планы работы с запросами государств. Также поддерживаем вовлечение научных кругов и бизнес-сообщества. Разумеется, все это должно происходить под руководством и контролем государственных структур. Россия заинтересована в укреплении режима нераспространения и будет делать все для этого.

Г-н Председатель,

Мы неоднократно слышали о применении боевиками ИГИЛ и другими группировками промышленных химикатов или даже боевых отравляющих веществ. Есть сведения о доступе террористов к технологиям и инфраструктуре по созданию химоружия. Угроза химического и биологического терроризма приобретает все более масштабный трансграничный характер.

Острота задачи усиления борьбы с актами терроризма настолько высока, что инструментария резолюции 1540, выполняющей свою важную функцию, недостаточно.

Именно в этой связи на Конференции по разоружению Россия выступила с инициативой разработки Международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма.

Новая конвенция могла бы вобрать в себя наработки, одобренные в последние годы международным сообществом. В частности, в ней необходимо зафиксировать положение о криминализации деяний, подпадающих под ее сферу действия; определение юрисдикции; надлежащий уровень правового реагирования; реализацию принципа "или выдай, или суди" и т.д.

Очевидно, что "классическое" понимание контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения постепенно размывается. По сути, эта сфера приобретает нового субъекта и у нее появляется дополнительное измерение – антитеррористическое. Появление у ИГИЛ промышленных мощностей производства химоружия, опасность его расползания по всему региону Ближнего Востока – весомый аргумент в пользу своевременности российской инициативы о разработке международной Конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма (МКХБТ).

Благодарю Вас, г-н Председатель.