Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по нераспространению оружия массового уничтожения
Приветствуем заместителя Премьер-министра Малайзии Ахмада Захида Хамиди в кресле Председателя Совета Безопасности. Признательны за организацию заседания по проблематике нераспространения и резолюции СБ 1540. Внимательно выслушали прозвучавшие сегодня брифинги.
Благодарим испанское председательство Комитета СБ 1540 за деятельное и активное руководство этим вспомогательным органом Совета.
Архитектура глобального нераспространения опирается на три составляющие – Договор о нераспространении ядерного оружия, Конвенцию о запрещении химического оружия и Конвенцию о запрещении биологического и токсинного оружия. Российская Федерация принимает активное участие во всех из них.
Резолюция СБ 1540 – еще одна основа нераспространения. Она является надежным заслоном попадания ОМУ в руки негосударственных субъектов. Добиться выполнения резолюции всеми странами и в полном объеме – актуальная задача международного сообщества. Сегодняшние дебаты станут весомым вкладом в проходящий в настоящее время всеобъемлющий обзор выполнения резолюции.
Отмечаем позитивную динамику осуществления резолюции 1540 за истекший период. Понимаем, что еще не все сделано и впереди большая работа. Важно ее продолжить без искусственного форсирования, с учетом возможностей отдельных стран.
Очевидно, что имеется широкое поле для совершенствования в рамках текущего мандата, который вряд ли стоит радикально перекраивать. В резолюцию заложена идеология сотрудничества, а не принуждения. Эту идеологию надо сохранить.
Понимаем необходимость поиска ответов на новые вызовы и угрозы. Поддерживаем укрепление антитеррористической составляющей нераспространения. В свете продолжающейся террористической активности в Сирии и Ираке со стороны ИГИЛ и других террористических группировок значимость резолюции 1540 только возрастает.
Сообщения о получении негосударственными субъектами доступа к химоружию требуют тщательного расследования и реагирования Совета Безопасности. Недопустимо оказание негосударственным субъектам любого содействия по их доступу к ОМУ.
Согласны с мнением, что следует активнее задействовать национальный и региональный компоненты осуществления резолюции 1540. Нужно изучать наилучшие практики, проводить учебные семинары для контактных пунктов. Польза от таких мероприятий очевидна. В конце июня Россия провела такое мероприятие в Калининграде под эгидой ОБСЕ и управления по вопросам разоружения ООН. Отклики участников – самые позитивные.
Необходимо привлекать потенциал международных и региональных организаций, согласовывать их планы работы с запросами государств. Также поддерживаем вовлечение научных кругов и бизнес-сообщества. Разумеется, все это должно происходить под руководством и контролем государственных структур. Россия заинтересована в укреплении режима нераспространения и будет делать все для этого.
Г-н Председатель,
Мы неоднократно слышали о применении боевиками ИГИЛ и другими группировками промышленных химикатов или даже боевых отравляющих веществ. Есть сведения о доступе террористов к технологиям и инфраструктуре по созданию химоружия. Угроза химического и биологического терроризма приобретает все более масштабный трансграничный характер.
Острота задачи усиления борьбы с актами терроризма настолько высока, что инструментария резолюции 1540, выполняющей свою важную функцию, недостаточно.
Именно в этой связи на Конференции по разоружению Россия выступила с инициативой разработки Международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма.
Новая конвенция могла бы вобрать в себя наработки, одобренные в последние годы международным сообществом. В частности, в ней необходимо зафиксировать положение о криминализации деяний, подпадающих под ее сферу действия; определение юрисдикции; надлежащий уровень правового реагирования; реализацию принципа "или выдай, или суди" и т.д.
Очевидно, что "классическое" понимание контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения постепенно размывается. По сути, эта сфера приобретает нового субъекта и у нее появляется дополнительное измерение – антитеррористическое. Появление у ИГИЛ промышленных мощностей производства химоружия, опасность его расползания по всему региону Ближнего Востока – весомый аргумент в пользу своевременности российской инициативы о разработке международной Конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма (МКХБТ).
Благодарю Вас, г-н Председатель.