Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по косовскому урегулированию

Господин Председатель,

Приветствуем участие в заседании Первого заместителя Премьер-министра, Министра иностранных дел Сербии Ивицы Дачича и разделяем высказанные Вами, г-н Министр, серьезные озабоченности положением дел в Косово.

Благодарим Спецпредставителя Генсекретаря ООН Захира Танина, его команду за работу и объективный брифинг о деятельности Миссии ООН. Озвученные оценки продемонстрировали, что в крае сохраняются серьезные, глубокие проблемы, требующие срочного решения, а также присмотра со стороны международного сообщества.

Разумеется, мы внимательно выслушали выступление г-жи Ф.Читаку. Сегодня многие делегации рисовали нам благостную картину происходящего. С нашими оценками это не совпадает. Позвольте ими поделиться.

«Косовский проект» продолжает обнажать свою несостоятельность. Очередным свидетельством дисфункции искусственно созданных в Косово властных институтов стал разразившийся в крае внутриполитический кризис, в результате которого победившие на внеочередных «парламентских» выборах 11 июня 2017 г. партии уже более двух месяцев не могут наладить работу.

Складывается впечатление, что, ощущая полную безнаказанность, политики в Приштине манкируют обязательствами, которые они приняли на себя в рамках Брюссельского диалога. Нет ни малейших сдвигов в решении фундаментального вопроса - создании Сообщества сербских муниципалитетов Косово, договоренность о чем была зафиксирована еще в апреле 2013 года.

Призываем посредников в лице Евросоюза активизировать усилия по урегулированию этого вопроса с тем, чтобы, наконец, обеспечить необходимые гарантии соблюдения прав косовских сербов и других меньшинств в крае.

По-прежнему остро стоят вопросы защиты сербского религиозного и культурного наследия. С тревогой фиксируем, что в Косово продолжаются физические нападения на сербов, поджоги принадлежащего им имущества, попытки воспрепятствовать возвращению беженцев и ВПЛ.

Серьезную обеспокоенность вызывают непрекращающиеся попытки косовоалбанских властей узурпировать имущество Сербской православной церкви (СПЦ), а также проблемы с обеспечением прав верующих. В этой связи хотели бы привлечь внимание к очередным конкретным фактам незаконных действий косовских властей в отношении церковной собственности.

Так, Косовское антикоррупционное агентство, пользующееся на правах аренды строением на земельном участке единственного действующего православного храма Святителя Николая в Приштине, прекратило выплачивать арендную плату в ноябре 2013 г. Теперь задолженность составляет порядка 400 тыс. евро, и ликвидировать ее должники не собираются.

Неоднократные попытки сербской православной церкви добиться справедливости в городской администрации ни к чему не привели. Равно как и обращения по данной коллизии к США и ЕС. СПЦ планирует обратиться в суд, но даже положительный вердикт суда не гарантирует, что он будет исполнен в свете плачевного состояния судебной системы.

Еще один пример. Несмотря на решение суда Косово, в составе которого работают судьи-международники, подтверждающее право собственности монастыря Высокие Дечаны, который, замечу, является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, руководство муниципалитета его не выполняет, так как оно, вслушайтесь, идет вразрез с интересами албанского народа.

Власти Косово игнорируют просьбы СПЦ о реконструкции ряда принадлежащих ей религиозных объектов, включая Храм Христа Спасителя в Приштине. Косовские албанцы пытаются устроить экономическую блокаду СПЦ, лишить ее имущества и средств к существованию. Подобные шаги свидетельствуют о несостоятельности заявленного Приштиной курса на построение многонационального общества в крае.

Косовоалбанская администрация чинит препятствия посещающим край сербским паломникам и ВПЛ.

Данная ситуация не должна оставаться без внимания, в т.ч. в контексте рассуждений Приштины о повторной заявке на вступление в ЮНЕСКО.

Неблагополучная ситуация и в косовском правосудии. Косовоалбанские судьи, постепенно заменяющие иностранных служителей Фемиды, подвергаются политическому давлению. Нередко их вердикты отменяются вышестоящими инстанциями или возвращаются на доработку, которая неоправданно затягивается. Серьезные проблемы в крае наблюдаются с обеспечением верховенства закона, борьбой с коррупцией.

Косовоалбанские власти не выполняют договоренности о свободе передвижения в отношении владельцев сербских документов. Приштина считает их недействительными (прежде всего те, которые выданы сербскими муниципалитетами на Севере Косово) и запрещает их использовать при перемещении по Косово, вынуждая приобретать удостоверения личности «Республики Косово».

Медленно продвигается решение задачи полноценного расследования злодеяний т.н. «Освободительной армии Косово», привлечения к ответственности всех виновных, невзирая на их нынешний статус. Все юридические препятствия для начала работы Спецсуда в Гааге устранены. Рассчитываем в ближайшее время увидеть в СБ ООН информацию о первых конкретных результатах его деятельности.

Сохраняет свою актуальность задача противодействия распространению радикализма и терроризма в Косово. Территория края используется для вербовки боевиков, принимающих участие в боевых действиях на Ближнем Востоке на стороне экстремистов, и для подготовки терактов в других странах.

Отмечаем конфронтационность линии наших западных партнеров в Косово в отношении России. Иначе как провокационными нельзя квалифицировать заявления представителей НАТО с призывами к косовским властям быть готовыми противостоять, цитирую: «гибридной войне», якобы ведущейся Россией с целью расширения своего влияния на Западных Балканах. Доходит до абсурдных заявлений, что Россия, якобы стремится перекроить границы на Западных Балканах. Все это - откровенная лож и неприкрытые попытки столкнуть нас с народами, проживающими в этом регионе.

Если кто-то забыл, то я напомню: в 1999 году США и их союзники по НАТО вели там настоящую «горячую» войну, за развязывание которой никто так и не понес ответственности. Командующий СДК генерал-майор Дж.Фунго, выступая в Европарламенте, упомянул Россию в числе основных вызовов и угроз, с которыми сталкивается Косово - наряду с межэтнической напряженностью, религиозным экстремизмом, а также проблемой беженцев и мигрантов. Представить конкретные доказательства опять никто не удосужился.

Сегодня в некоторых кругах стало «модным трендом» предъявлять России бездоказательные обвинения по любому поводу. Это, дамы и господа, называется диффамацией.

В течение длительного времени командование СДК в Косово уклонялось от контактов с российскими представителями. Знаем, что недавно вопрос был решен - российским представителям отныне предложено обращаться в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе для согласования встреч с командованием СДК. Нетривиальный формат общения!

Избегать контактов с представителями страны, являющейся постоянным членом Совета Безопасности ООН, значит противоречить мандату СДК, определенному резолюцией СБ ООН 1244. Такая практика абсолютно неприемлема.

Призываем прекратить шельмование России и ее внешнеполитической линии, в т.ч. на направлении Западных Балкан. Наша политика в регионе неизменно основывается на уважении к партнерам и взаимном учете интересов.

С сожалением констатируем, что грубое навязывание натовской логики в регионе со всей очевидностью ведет к расшатыванию и без того хрупкой ситуации на Балканах. Имеем в виду втаскивание Черногории в Альянс вопреки мнению граждан этой страны, которых даже не удосужились спросить. Более двух лет потребовалось на преодоление затяжного политического кризиса в Македонии, вызванного бесцеремонным вмешательством извне во внутренние дела этой страны и стремлением перекроить волю избирателей. Причем, это не было вмешательство России, в чем ее опять-таки голословно пытались обвинить.

Усматриваем в этом попытки осложнить традиционно дружественные связи между Россией и западнобалканскими странами, с которыми нас связывают многовековая дружба и близость наших народов.

А продавливание натовских установок там и попытки любой ценой втянуть эти страны в Альянс ведут к обострению многослойных политических, этнорелигиозных и межэтнических противоречий на Балканах, что чревато ростом конфликтного потенциала в стране.

Возвращаясь к Косово. В нынешней ситуации не видим никаких оснований для постановки вопроса о пересмотре устоявшейся ежеквартальной периодичности и формата рассмотрения проблемы Косово в СБ ООН. Неуместны и разговоры о снижении уровня ооновского присутствия в крае, которое обеспечивает МООНК. ООН играет в косовских делах ключевую, незаменимую роль, а МООНК остается центральным инструментом международного присмотра и решения задач по нормализации ситуации в соответствии с резолюцией СБ ООН 1244, которая сохраняет силу в полном объеме.

Что касается идей о закрытии МООНК, то хотели бы подчеркнуть, что мы решительно выступаем против этого. Недопустимо, чтобы Совет Безопасности руководствовался исключительно финансовыми соображениями при вынесении решения по ооновскому присутствию в Косово. Да и вообще, это похоже на стремление ликвидировать структуру, которая способна давать объективную картину происходящего в крае. Не надо создавать «виртуальную реальность» и пытаться подать через позитив ситуацию, которая со времени де-факто отделения края от Сербии только деградирует.

Благодарю Вас.