Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по косовскому урегулированию
Господин Председатель,
Приветствуем участие в заседании Первого заместителя Премьер-министра, Министра иностранных дел Сербии Ивицы Дачича и разделяем высказанные Вами, г-н Министр, серьезные озабоченности положением дел в Косово.
Благодарим Спецпредставителя Генсекретаря ООН Захира Танина, его команду за работу и объективный брифинг о деятельности Миссии ООН. Озвученные оценки продемонстрировали, что в крае сохраняются серьезные, глубокие проблемы, требующие срочного решения, а также присмотра со стороны международного сообщества.
Разумеется, мы внимательно выслушали выступление г-жи Ф.Читаку. Сегодня многие делегации рисовали нам благостную картину происходящего. С нашими оценками это не совпадает. Позвольте ими поделиться.
«Косовский проект» продолжает обнажать свою несостоятельность. Очередным свидетельством дисфункции искусственно созданных в Косово властных институтов стал разразившийся в крае внутриполитический кризис, в результате которого победившие на внеочередных «парламентских» выборах 11 июня 2017 г. партии уже более двух месяцев не могут наладить работу.
Складывается впечатление, что, ощущая полную безнаказанность, политики в Приштине манкируют обязательствами, которые они приняли на себя в рамках Брюссельского диалога. Нет ни малейших сдвигов в решении фундаментального вопроса - создании Сообщества сербских муниципалитетов Косово, договоренность о чем была зафиксирована еще в апреле 2013 года.
Призываем посредников в лице Евросоюза активизировать усилия по урегулированию этого вопроса с тем, чтобы, наконец, обеспечить необходимые гарантии соблюдения прав косовских сербов и других меньшинств в крае.
По-прежнему остро стоят вопросы защиты сербского религиозного и культурного наследия. С тревогой фиксируем, что в Косово продолжаются физические нападения на сербов, поджоги принадлежащего им имущества, попытки воспрепятствовать возвращению беженцев и ВПЛ.
Серьезную обеспокоенность вызывают непрекращающиеся попытки косовоалбанских властей узурпировать имущество Сербской православной церкви (СПЦ), а также проблемы с обеспечением прав верующих. В этой связи хотели бы привлечь внимание к очередным конкретным фактам незаконных действий косовских властей в отношении церковной собственности.
Так, Косовское антикоррупционное агентство, пользующееся на правах аренды строением на земельном участке единственного действующего православного храма Святителя Николая в Приштине, прекратило выплачивать арендную плату в ноябре 2013 г. Теперь задолженность составляет порядка 400 тыс. евро, и ликвидировать ее должники не собираются.
Неоднократные попытки сербской православной церкви добиться справедливости в городской администрации ни к чему не привели. Равно как и обращения по данной коллизии к США и ЕС. СПЦ планирует обратиться в суд, но даже положительный вердикт суда не гарантирует, что он будет исполнен в свете плачевного состояния судебной системы.
Еще один пример. Несмотря на решение суда Косово, в составе которого работают судьи-международники, подтверждающее право собственности монастыря Высокие Дечаны, который, замечу, является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, руководство муниципалитета его не выполняет, так как оно, вслушайтесь, идет вразрез с интересами албанского народа.
Власти Косово игнорируют просьбы СПЦ о реконструкции ряда принадлежащих ей религиозных объектов, включая Храм Христа Спасителя в Приштине. Косовские албанцы пытаются устроить экономическую блокаду СПЦ, лишить ее имущества и средств к существованию. Подобные шаги свидетельствуют о несостоятельности заявленного Приштиной курса на построение многонационального общества в крае.
Косовоалбанская администрация чинит препятствия посещающим край сербским паломникам и ВПЛ.
Данная ситуация не должна оставаться без внимания, в т.ч. в контексте рассуждений Приштины о повторной заявке на вступление в ЮНЕСКО.
Неблагополучная ситуация и в косовском правосудии. Косовоалбанские судьи, постепенно заменяющие иностранных служителей Фемиды, подвергаются политическому давлению. Нередко их вердикты отменяются вышестоящими инстанциями или возвращаются на доработку, которая неоправданно затягивается. Серьезные проблемы в крае наблюдаются с обеспечением верховенства закона, борьбой с коррупцией.
Косовоалбанские власти не выполняют договоренности о свободе передвижения в отношении владельцев сербских документов. Приштина считает их недействительными (прежде всего те, которые выданы сербскими муниципалитетами на Севере Косово) и запрещает их использовать при перемещении по Косово, вынуждая приобретать удостоверения личности «Республики Косово».
Медленно продвигается решение задачи полноценного расследования злодеяний т.н. «Освободительной армии Косово», привлечения к ответственности всех виновных, невзирая на их нынешний статус. Все юридические препятствия для начала работы Спецсуда в Гааге устранены. Рассчитываем в ближайшее время увидеть в СБ ООН информацию о первых конкретных результатах его деятельности.
Сохраняет свою актуальность задача противодействия распространению радикализма и терроризма в Косово. Территория края используется для вербовки боевиков, принимающих участие в боевых действиях на Ближнем Востоке на стороне экстремистов, и для подготовки терактов в других странах.
Отмечаем конфронтационность линии наших западных партнеров в Косово в отношении России. Иначе как провокационными нельзя квалифицировать заявления представителей НАТО с призывами к косовским властям быть готовыми противостоять, цитирую: «гибридной войне», якобы ведущейся Россией с целью расширения своего влияния на Западных Балканах. Доходит до абсурдных заявлений, что Россия, якобы стремится перекроить границы на Западных Балканах. Все это - откровенная лож и неприкрытые попытки столкнуть нас с народами, проживающими в этом регионе.
Если кто-то забыл, то я напомню: в 1999 году США и их союзники по НАТО вели там настоящую «горячую» войну, за развязывание которой никто так и не понес ответственности. Командующий СДК генерал-майор Дж.Фунго, выступая в Европарламенте, упомянул Россию в числе основных вызовов и угроз, с которыми сталкивается Косово - наряду с межэтнической напряженностью, религиозным экстремизмом, а также проблемой беженцев и мигрантов. Представить конкретные доказательства опять никто не удосужился.
Сегодня в некоторых кругах стало «модным трендом» предъявлять России бездоказательные обвинения по любому поводу. Это, дамы и господа, называется диффамацией.
В течение длительного времени командование СДК в Косово уклонялось от контактов с российскими представителями. Знаем, что недавно вопрос был решен - российским представителям отныне предложено обращаться в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе для согласования встреч с командованием СДК. Нетривиальный формат общения!
Избегать контактов с представителями страны, являющейся постоянным членом Совета Безопасности ООН, значит противоречить мандату СДК, определенному резолюцией СБ ООН 1244. Такая практика абсолютно неприемлема.
Призываем прекратить шельмование России и ее внешнеполитической линии, в т.ч. на направлении Западных Балкан. Наша политика в регионе неизменно основывается на уважении к партнерам и взаимном учете интересов.
С сожалением констатируем, что грубое навязывание натовской логики в регионе со всей очевидностью ведет к расшатыванию и без того хрупкой ситуации на Балканах. Имеем в виду втаскивание Черногории в Альянс вопреки мнению граждан этой страны, которых даже не удосужились спросить. Более двух лет потребовалось на преодоление затяжного политического кризиса в Македонии, вызванного бесцеремонным вмешательством извне во внутренние дела этой страны и стремлением перекроить волю избирателей. Причем, это не было вмешательство России, в чем ее опять-таки голословно пытались обвинить.
Усматриваем в этом попытки осложнить традиционно дружественные связи между Россией и западнобалканскими странами, с которыми нас связывают многовековая дружба и близость наших народов.
А продавливание натовских установок там и попытки любой ценой втянуть эти страны в Альянс ведут к обострению многослойных политических, этнорелигиозных и межэтнических противоречий на Балканах, что чревато ростом конфликтного потенциала в стране.
Возвращаясь к Косово. В нынешней ситуации не видим никаких оснований для постановки вопроса о пересмотре устоявшейся ежеквартальной периодичности и формата рассмотрения проблемы Косово в СБ ООН. Неуместны и разговоры о снижении уровня ооновского присутствия в крае, которое обеспечивает МООНК. ООН играет в косовских делах ключевую, незаменимую роль, а МООНК остается центральным инструментом международного присмотра и решения задач по нормализации ситуации в соответствии с резолюцией СБ ООН 1244, которая сохраняет силу в полном объеме.
Что касается идей о закрытии МООНК, то хотели бы подчеркнуть, что мы решительно выступаем против этого. Недопустимо, чтобы Совет Безопасности руководствовался исключительно финансовыми соображениями при вынесении решения по ооновскому присутствию в Косово. Да и вообще, это похоже на стремление ликвидировать структуру, которая способна давать объективную картину происходящего в крае. Не надо создавать «виртуальную реальность» и пытаться подать через позитив ситуацию, которая со времени де-факто отделения края от Сербии только деградирует.
Благодарю Вас.