Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Заявление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи по мотивам голосования по проекту санкционной резолюции Совета Безопасности ООН по КНДР

Г-н Председатель,

Россия не приемлет претензий КНДР на обретение статуса ядерной державы и поддержала все резолюции СБ ООН, требующие прекращения ракетно-ядерных программ Пхеньяна в интересах денуклеаризации Корейского полуострова. Соответственно, мы поддерживали и поддерживаем введенные этими резолюциями санкции, нацеленные на то, чтобы побудить КНДР выполнять требования Совета Безопасности.

Это в полной мере касается и требований резолюции 2371, хотя при ее принятии мы подчеркивали, что меры финансово-экономического давления на руководство КНДР практически исчерпаны и дальнейшие рестрикции могут быть равносильны попытке удушения ее экономики, введения тотальной блокады страны и провоцирования глубокого гуманитарного кризиса. Иными словами, речь уже идет не о перекрытии каналов подпитки запрещенной ракетно-ядерной деятельности, а о нанесении неприемлемого ущерба ни в чем неповинному гражданскому населению.

При этом мы предлагали разумную и реалистичную альтернативу ультимативной логике санкций, не раз доказавшей свою несостоятельность.

Альтернатива заключается в том, чтобы начать выполнять не только санкционные разделы упомянутых решений СБ ООН, но и те их положения, которые призывали к мирному политико-дипломатическому урегулированию ЯПКП через диалог и переговоры – а такие положения содержатся во всех резолюциях СБ. Их игнорирование означает прямое нарушение достигавшихся в Совете консенсусных договоренностей.

Более того, нежелание авторов включить в текст резолюции идеи о задействовании «добрых услуг» и посреднического потенциала Генсекретаря ООН вместе с отказом подтвердить в резолюции известное заявление Госсекретаря США Р.Тиллерсона по «четырем нет» ‑ отсутствию планов по началу войны, смене режима, насильственного объединения двух Корей и нарушения 38-й параллели – вызывает у нас серьезные вопросы, на которые мы пока так и не получили ответов.

Россия, как подчеркнул Президент В.В.Путин 5 сентября в Китае, решительно осуждает очередной провокационный шаг Пхеньяна – осуществленное 3 сентября ядерное испытание, однако убеждена в том, что отвести сгущающуюся угрозу от Корейского полуострова можно не все новыми санкциями, а исключительно политическими методами.

Именно такой подход предложили Россия и Китай, выдвинув в совместном заявлении от 4 июля с.г. «дорожную карту» поэтапного продвижения к урегулированию, начиная с шагов по деэскалации и обоюдному снижению напряженности с последующей реализацией мер доверия и создания условий для возобновления переговорного процесса.

Считаем крупной ошибкой недооценку этой российско-китайской инициативы. Она остается на столе СБ ООН, и мы будем настаивать на ее рассмотрении.

Мы поддержали резолюцию 2375, поскольку – при всей нашей убежденности в бесперспективности линии на бесконечное принуждение и отказ от диалога – оставлять ядерное испытание без жесткой реакции считаем неправильным.

При этом мы сразу же подчеркнули, что реакция Совета Безопасности должна быть выверенной, учитывающей гуманитарные аспекты ситуации в КНДР, законные интересы гражданского населения и отвечающие этим интересам конкретные сферы двусторонних отношений Пхеньяна с зарубежными партнерами, никак не связанные с ракетно-ядерными испытаниями.

В ходе работы над резолюцией многие наши коллеги утверждали, что данная резолюция станет прологом работы по политическому урегулированию. Мы хотели бы в ближайшее время убедиться в этом и призываем всех членов Совета Безопасности и всех членов ООН предпринять конкретные усилия, не на словах, а на деле по поиску путей политико-дипломатического урегулирования проблемы Корейского полуострова.

Благодарю Вас, г-н Председатель.