Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Е.Т.Загайнова на заседании Совета Безопасности ООН по докладам Международного трибунала для бывшей Югославии и Остаточного механизма

8 июня 2016 года


Г-н Председатель,

Мы изучили доклады Председателя МТБЮ г-на Кармела Аджиуса и Председателя Остаточного механизма г-на Теодора Мерона о состоянии дел в возглавляемых ими структурах за истекшие полгода.

Отрадно, что доклад МТБЮ не содержит сообщений о дальнейших задержках в судопроизводствах. Однако хотели бы напомнить, что Совет Безопасности в резолюциях 2193 (2014) и 2256 (2015) просил Трибунал не только не затягивать процессы, но и пересмотреть заявленные сроки рассмотрения дел в пользу их сокращения. Сожалеем, что этого до сих пор не произошло. Тем более, что Трибунал надлежащим образом укомплектован и обеспечен, в том числе с кадровой и финансовой точек зрения, для того, чтобы максимально оперативно завершить свою работу.

На этом фоне у нас вызвали озабоченность содержащиеся в докладе намеки на возможные будущие проволочки в работе МТБЮ.

Полагаем, что дело Горана Хаджича можно было бы уже давно полностью закрыть по гуманитарным обстоятельствам, наличие которых в данном случае сомнений не вызывает. Это оптимизировало бы работу МТБЮ и позволило бы перенаправить ресурсы на другие процессы. Не было бы и поводов для разговоров о невозможности точного прогнозирования даты окончания этого процесса.

Что касается дела о неуважении к суду (contempt case), инициированного Трибуналом в рамках завершившегося процесса над Воиславом Шешелем, то такого рода дела не относятся к основной деятельности Трибунала. Они не указаны в Уставе МТБЮ, утвержденном резолюциями СБ. Юрисдикцию по ним установил сам Трибунал своими Правилами процедуры. В этой связи продление существования МТБЮ за счет обозначенного в докладе "дела о неуважении" к суду невозможно в принципе. Здесь необходимо найти другие решения.

Во исполнение резолюции СБ 2256 (2015) Управлением служб внутреннего надзора (УСВН) была проведена оценка работы МТБЮ на предмет выполнения стратегии завершения его работы. Выводы инспекторов неутешительны: как отмечается в пункте 54, Трибунал не смог сделать акцент в своей работе ни на "на демонстрации результатов", ни на формулировании для себя четких целей по срокам.

С рекомендациями ревизоров Управления мы в целом согласны. Оно выявило очевидные проблемы, о которых мы уже неоднократно заявляли в Совете Безопасности. В этой связи у нас вызвала удивление негативная реакция Трибунала на рекомендации Управления и отказ их выполнять.

Не согласны со ссылкой в этом плане на уникальность мандата Трибунала (unique features), которая содержится в комментариях МТБЮ на рекомендации Управления. Сложность задачи Трибунала - отнюдь не повод для того, чтобы нарушать общепринятые стандарты правосудия, в том числе относящиеся к разумным срокам судопроизводства.

Пунктом 11 резолюции 2256 (2015) Трибуналу поручено сообщить о выполнении любых рекомендаций Управления в следующем докладе. Призываем МТБЮ проанализировать и выполнить предписания контрольных органов. В следующем докладе МТБЮ ожидаем предметный отчет по этому вопросу.

Г-н Председатель,

Наша делегация будет внимательно следить за процессами в Остаточном механизме в целях недопущения затягивания его деятельности.

Полагаем, что доклад Механизма не во всём соответствует требованиям пункта 20 резолюции 2256 (2015). В частности, в докладе присутствует информация о кадровой структуре Механизма, но нет сведений об объеме работы и связанных с ней расходах. Прогнозы в отношении продолжительности судебных процессов весьма приблизительны, нет данных по другим остаточным функциям.

Следует помнить, что Механизм создан как временный и компактный орган, сроки работы которого определяются не им самим, а Советом Безопасности; продление сроков функционирования Механизма обуславливается обзором Советом его деятельности. В ходе следующего обзора полагаем целесообразным учесть в том числе заключения Управления служб внутреннего надзора.