Выступление исполняющего обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН по ситуации в Дарфуре
Г-жа Председатель,
Примите поздравления с началом председательства в Совете Безопасности. Желаем Вам всяческих успехов на этом ответственном посту. Хотели бы выразить признательность за солидарность, проявленную в связи со вчерашним трагическим событием в Санкт-Петербурге, прозвучавшие слова сочувствия и поддержки важны для нас. Произошедшее еще раз подчеркивает необходимость наращивания коллективных действий международного сообщества по пресечению террористических угроз.
Г-жа Председатель,
Благодарим совместного спецпредставителя Дж.Мамаболо за брифинг о деятельности Совместной операции ООН и Афросоюза в Дарфуре (ЮНАМИД) .
Отмечаем значительное улучшение обстановки в области безопасности в Дарфуре, во всех пяти штатах которого за последний месяц не зафиксировано ни одного боестолкновения правительственных сил с вооруженной оппозицией.
В то же время беспокоят продолжающиеся межобщинные конфликты и разгул преступности, а также нападения на внутренне перемещенных лиц.
Приветствуем осуществляемые Хартумом меры по реализации Дохийского документа о мире в Дарфуре, включая демобилизацию и реинтеграцию комбатантов. Выделяем планы властей по организации добровольной сдачи оружия населением, успешное завершение работы Дарфурской региональной администрации, формирование Генерального управления по делам Дарфура, а также ряда профильных комиссий.
Надеемся, что итоговые решения завершившей работу Конференции по национальному диалогу послужат обеспечению общенационального согласия и урегулированию конфликтов в Дарфуре и других частях страны.
Позитивно оцениваем продление правительством и не подписавшими Дохийский документ движениями обязательств по прекращению огня, а также состоявшееся в марте взаимное освобождение удерживаемых лиц.
В то же время вызывает тревогу то обстоятельство, что, несмотря на подписание правительством Судана и вооруженной оппозицией "дорожной карты" Т.Мбеки, мирный процесс по-прежнему пробуксовывает.
Правительство в этом винить сложно. Ни для кого не секрет, что августовские переговоры в Аддис-Абебе о прекращении боевых действий и обеспечении гуманитарного доступа в зоны конфликтов сорвали именно повстанцы, поддержавшие заведомо неприемлемые условия группировки СНОД-Север о прямых поставках помощи из-за рубежа. Показательно, что даже гарантии представителей США о справедливом распределении гумпомощи, были отвергнуты этой группировкой. К тому же руководящий движением Абдельвахид Нур, как мы помним, вообще отказывался от любого диалога с правительством.
Полагаем, что внешние спонсоры суданской оппозиции должны активнее побуждать своих протеже к большей конструктивности и отказу от нереалистичных запросов.
Эффективные рычаги воздействия на "непримиримых" оппозиционеров имеются, ведь многие из них регулярно находятся и устраивают свои мероприятия в отдельных западных странах. Не мешало бы всерьез подумать и о введении против "непримиримых" санкций СБ.
Считаем невозможным полное урегулирование в Дарфуре без решения проблемы лагерей ВПЛ. С обеспокоенностью отмечаем рост уголовной преступности в двух крупнейших лагерях "Сортони" и "Карма". Кроме того, среди ВПЛ – немало сторонников радикальной оппозиции, которые при этом неплохо вооружены. Как известно, суданская полиция не имеет доступа в лагеря, ЮНАМИД же не обладает полномочиями на проведение там соответствующих мероприятий. В итоге те, кто совершают грабежи, убийства и изнасилования, остаются безнаказанными, а представители гибридной миссии с риском для собственной жизни охраняют одну из сторон конфликта. Призываем подумать над тем, как можно было бы исправить сложившуюся ситуацию.
Отмечаем позитивные подвижки в урегулировании стоящих перед ЮНАМИД проблем, в том числе выдачи виз и таможенного оформления имущества контингентов.
Налицо и прогресс в предоставлении доступа. Как мы понимаем, правительство Судана удовлетворяет подавляющее большинство заявок, отрицательные же ответы даются из-за имеющихся угроз безопасности персоналу. В случае инцидентов с миротворцами вина возлагалась бы исключительно на Хартум.
В последнее время гумработники смогли посетить некоторые районы Джебель Марры, правительство утвердило новые Директивы и процедуры по гумсодействию, которые должны упростить передвижение гумперсонала. Эти моменты нужно учитывать для налаживания координации с Хартумом.
Приветствуем принятое правительством Судана решение об открытии нового гуманитарного коридора из Эль Обейда в южносуданский Бентиу.
Сокращению препятствий деятельности ЮНАМИД способствует работа Трехстороннего координационного механизма. Призываем ЮНАМИД и Секретариат к продолжению такого сотрудничества, что послужит снятию остающихся разногласий.
Позитивная динамика обстановки в Дарфуре делает еще более актуальным вопрос о подготовке к выводу ЮНАМИД.
Г-жа Председатель,
От прогресса в деле выработки стратегии вывода Миссии зависит и динамика ее взаимоотношений с принимающей стороной. Попытки тормозить этот процесс, а тем более использовать ЮНАМИД как рычаг давления на Хартум, недопустимы. По сути, миротворцы могут стать заложниками подобных политических игр.
В этой связи отмечаем проведение в начале марта Секретариатом совместного с Афросоюзом стратегического обзора деятельности Миссии. Удовлетворены тем, что это мероприятие удалось соотнести с деятельностью профильной Совместной рабочей группы. Будем готовы рассмотреть совместный доклад Секретариата и Афрокомиссии с предложениями по адаптации Миссии под изменившуюся в регионе обстановку.
Благодарю Вас.