Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на заседании Совета Безопасности ООН по предотвращению попадания оружия массового уничтожения в руки негосударственных субъектов
Г-н Председатель,
Приветствуем Вас в качестве Председателя Комитета СБ 1540. Внимательно выслушали Ваше выступление, а также заявление Высокого представителя Генсекретаря г-жи И.Накамицу и представителя ОЗХО г-на Дж.Балларда. Благодарим боливийское председательство Комитета за ответственное и профессиональное руководство этим вспомогательным органом Совета. Инициированная совместно Россией и США в 2004 году резолюция СБ 1540 – одна из основ нераспространения. Добиться ее выполнения всеми странами и в полном объеме – актуальная задача международного сообщества. Выражаю надежду на то, что наши дебаты станут весомым вкладом в решение этой глобальной задачи.
Резолюция 1540 остается единственным универсальным международным документом в области нераспространения ОМУ, обязывающим все страны создать эффективные национальные системы контроля, предотвращающие попадание ОМУ, средств его доставки и относящихся к ним материалов в распоряжение негосударственных субъектов.
Данный вопрос приобретает принципиальное значение с учетом характера многочисленных региональных конфликтов, беспрецедентных по своей сложности. Участвующие в них террористические организации в некоторых случаях имеют доступ к технологиям и инфраструктуре по созданию и применению химоружия. Согласны с представителем ОЗХО в том, что это уже не угроза, а жуткая реальность.
События на Ближнем Востоке – очевидный пример, подтверждающий злободневность нашего сегодняшнего заседания. Угроза химического и биологического терроризма приобретает все более масштабный и трансграничный характер.
Мы неоднократно слышали о применении боевиками ИГИЛ и другими группировками промышленных химикатов или даже боевых отравляющих веществ в террористических целях. Эти факты подтверждаются в том числе и официально западным разведсообществом. Хотел бы особо подчеркнуть, что говоря о данных преступлениях мы должны понимать, что организации экстремистского толка на протяжении последних пяти-шести лет уже накопили значительный опыт не только в применении химоружия, но и в его производстве. Распространение этих знаний кроет в себе не меньшую угрозу, нежели само применение данного вида ОМУ.
Поддерживаем укрепление антитеррористической составляющей нераспространения. Понимаем необходимость поиска ответов на новые вызовы и угрозы. В свете продолжающейся террористической активности в Сирии и Ираке со стороны т.н. «Исламского государства», «Джабхат-ан-Нусры» и других террористических группировок значимость резолюции 1540 только возрастает.
Сообщения о получении негосударственными субъектами доступа к химоружию требуют тщательного расследования и реагирования Совета. Расследование должно быть объективным, беспристрастным, профессиональным и не допускающим политизации подходов. Дозновательный процесс должен осуществляться с опорой на достоверные и доказуемые факты, исключать использование сознательно подбрасываемой дезинформации. Нужна жесткая реакция СБ на любые факты нарушения резолюции. Недопустимо оказание любого содействия негосударственным субъектам в их доступе к ОМУ, необходимым для производства технологиям, материалам и компонентам. Только согласованная работа всех государств-членов в реализации положений резолюции 1540 является ключом к ее успешной реализации. Поддерживаем соответствующие призывы в выступлении г-жи И.Накамицу.
Господин председатель,
Острота задачи усиления борьбы с актами терроризма настолько высока, что инструментария резолюции 1540, выполняющей свою важную функцию, недостаточно. В этой связи хотели бы напомнить о российской инициативе разработки Международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма.
Новая конвенция могла бы вобрать в себя наработки, одобренные в последние годы международным сообществом. В частности, в ней необходимо зафиксировать положение о криминализации деяний, подпадающих под его сферу действия; определение юрисдикции; надлежащий уровень правового реагирования; реализацию принципа «или выдай, или суди» и так далее.
Очевидно, что «классическое» понимание контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения постепенно размывается. По сути, эта сфера приобретает нового субъекта и у нее появляется дополнительное измерение – антитеррористическое. Появление у ИГИЛ промышленных мощностей производства химоружия, опасность его расползания по всему региону Ближнего Востока – все это убедительно свидетельствует в пользу актуальности российской инициативы о разработке вышеупомянутой Конвенции.
Господин председатель,
Следует активнее задействовать национальный и региональный компоненты осуществления резолюции. Необходимо изучать наилучшие практики, проводить учебные семинары для контактных пунктов. Польза от таких мероприятий очевидна. Семинары для национальных контактных пунктов уже проводили несколько государств-членов, в том числе Россия. Приветствуем намерение Китайской Народной Республики организовать аналогичное мероприятие в августе этого года.
Для повышения эффективности работы Комитета необходимо привлекать потенциал международных и региональных организаций, согласовывать их планы работы с запросами государств. Также поддерживаем вовлечение научных кругов и бизнес-сообщества. Разумеется, все это должно происходить под руководством и контролем государственных структур. Россия заинтересована в укреплении режима нераспространения, в том числе в рамках работы Комитета СБ 1540, и будет предпринимать всевозможные усилия для решения этой задачи.
Господин Председатель,
В связи с заявлением представителя США хотел бы отметить, что никакой угрозы для американских специалистов от вооруженных сил Сирии не исходит. Какими-либо данными на этот счет мы не располагаем.
Еще раз подтверждаем нашу позицию. Россия будет продолжать требовать проведения полноценного с профессиональной точки зрения и беспристрастного в политическом отношении расследования не только химатаки в Хан-Шейхуне, но и других проявлений и рецидивов «химического» терроризма в Сирии и Ираке, как это предписано резолюцией СБ ООН 2319 (2016) о продлении еще на год мандата СМР, расширении его географии и антитеррористической составляющей. Только так, а не на основе сфабрикованных террористами, экстремистами и оппозиционерами вкупе с «сочувствующими» им зарубежными спонсорами и НПО псевдодоказательств виновности Дамаска. Только в этом объективном расследовании можно выйти на истину. И никак иначе. Сейчас главное – избежать провокаций, не допустить односторонних действий и поддержать важную политическую динамику, которая воплощается в предстоящих переговорах в Астане и в рамках межсирийских переговоров в Женеве.
Благодарю Вас, г-н Председатель.