Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на заседании Совета Безопасности ООН по предотвращению попадания оружия массового уничтожения в руки негосударственных субъектов

Г-н Председатель,

Приветствуем Вас в качестве Председателя Комитета СБ 1540. Внимательно выслушали Ваше выступление, а также заявление Высокого представителя Генсекретаря г-жи И.Накамицу и представителя ОЗХО г-на Дж.Балларда. Благодарим боливийское председательство Комитета за ответственное и профессиональное руководство этим вспомогательным органом Совета. Инициированная совместно Россией и США в 2004 году резолюция СБ 1540 – одна из основ нераспространения. Добиться ее выполнения всеми странами и в полном объеме – актуальная задача международного сообщества. Выражаю надежду на то, что наши дебаты станут весомым вкладом в решение этой глобальной задачи.

Резолюция 1540 остается единственным универсальным международным документом в области нераспространения ОМУ, обязывающим все страны создать эффективные национальные системы контроля, предотвращающие попадание ОМУ, средств его доставки и относящихся к ним материалов в распоряжение негосударственных субъектов.

Данный вопрос приобретает принципиальное значение с учетом характера многочисленных региональных конфликтов, беспрецедентных по своей сложности. Участвующие в них террористические организации в некоторых случаях имеют доступ к технологиям и инфраструктуре по созданию и применению химоружия. Согласны с представителем ОЗХО в том, что это уже не угроза, а жуткая реальность.

События на Ближнем Востоке – очевидный пример, подтверждающий злободневность нашего сегодняшнего заседания. Угроза химического и биологического терроризма приобретает все более масштабный и трансграничный характер.

Мы неоднократно слышали о применении боевиками ИГИЛ и другими группировками промышленных химикатов или даже боевых отравляющих веществ в террористических целях. Эти факты подтверждаются в том числе и официально западным разведсообществом. Хотел бы особо подчеркнуть, что говоря о данных преступлениях мы должны понимать, что организации экстремистского толка на протяжении последних пяти-шести лет уже накопили значительный опыт не только в применении химоружия, но и в его производстве. Распространение этих знаний кроет в себе не меньшую угрозу, нежели само применение данного вида ОМУ.

Поддерживаем укрепление антитеррористической составляющей нераспространения. Понимаем необходимость поиска ответов на новые вызовы и угрозы. В свете продолжающейся террористической активности в Сирии и Ираке со стороны т.н. «Исламского государства», «Джабхат-ан-Нусры» и других террористических группировок значимость резолюции 1540 только возрастает.

Сообщения о получении негосударственными субъектами доступа к химоружию требуют тщательного расследования и реагирования Совета. Расследование должно быть объективным, беспристрастным, профессиональным и не допускающим политизации подходов. Дозновательный процесс должен осуществляться с опорой на достоверные и доказуемые факты, исключать использование сознательно подбрасываемой дезинформации. Нужна жесткая реакция СБ на любые факты нарушения резолюции. Недопустимо оказание любого содействия негосударственным субъектам в их доступе к ОМУ, необходимым для производства технологиям, материалам и компонентам. Только согласованная работа всех государств-членов в реализации положений резолюции 1540 является ключом к ее успешной реализации. Поддерживаем соответствующие призывы в выступлении г-жи И.Накамицу.

Господин председатель,

Острота задачи усиления борьбы с актами терроризма настолько высока, что инструментария резолюции 1540, выполняющей свою важную функцию, недостаточно. В этой связи хотели бы напомнить о российской инициативе разработки Международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма.

Новая конвенция могла бы вобрать в себя наработки, одобренные в последние годы международным сообществом. В частности, в ней необходимо зафиксировать положение о криминализации деяний, подпадающих под его сферу действия; определение юрисдикции; надлежащий уровень правового реагирования; реализацию принципа «или выдай, или суди» и так далее.

Очевидно, что «классическое» понимание контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения постепенно размывается. По сути, эта сфера приобретает нового субъекта и у нее появляется дополнительное измерение – антитеррористическое. Появление у ИГИЛ промышленных мощностей производства химоружия, опасность его расползания по всему региону Ближнего Востока – все это убедительно свидетельствует в пользу актуальности российской инициативы о разработке вышеупомянутой Конвенции.

Господин председатель,

Следует активнее задействовать национальный и региональный компоненты осуществления резолюции. Необходимо изучать наилучшие практики, проводить учебные семинары для контактных пунктов. Польза от таких мероприятий очевидна. Семинары для национальных контактных пунктов уже проводили несколько государств-членов, в том числе Россия. Приветствуем намерение Китайской Народной Республики организовать аналогичное мероприятие в августе этого года. 

Для повышения эффективности работы Комитета необходимо привлекать потенциал международных и региональных организаций, согласовывать их планы работы с запросами государств. Также поддерживаем вовлечение научных кругов и бизнес-сообщества. Разумеется, все это должно происходить под руководством и контролем государственных структур. Россия заинтересована в укреплении режима нераспространения, в том числе в рамках работы Комитета СБ 1540, и будет предпринимать всевозможные усилия для решения этой задачи.

Господин Председатель,

В связи с заявлением представителя США хотел бы отметить, что никакой угрозы для американских специалистов от вооруженных сил Сирии не исходит. Какими-либо данными на этот счет мы не располагаем.

Еще раз подтверждаем нашу позицию. Россия будет продолжать требовать проведения полноценного с профессиональной точки зрения и беспристрастного в политическом отношении расследования не только химатаки в Хан-Шейхуне, но и других проявлений и рецидивов «химического» терроризма в Сирии и Ираке, как это предписано резолюцией СБ ООН 2319 (2016) о продлении еще на год мандата СМР, расширении его географии и антитеррористической составляющей. Только так, а не на основе сфабрикованных террористами, экстремистами и оппозиционерами вкупе с «сочувствующими» им зарубежными спонсорами и НПО псевдодоказательств виновности Дамаска. Только в этом объективном расследовании можно выйти на истину. И никак иначе. Сейчас главное – избежать провокаций, не допустить односторонних действий и поддержать важную политическую динамику, которая воплощается в предстоящих переговорах в Астане и в рамках межсирийских переговоров в Женеве.

Благодарю Вас, г-н Председатель.