Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по тематике борьбы с терроризмом
14 апреля 2016 годаГ-н Председатель,
Мы приветствуем инициативу делегации Китая по проведению дискуссии по наиболее актуальным аспектам борьбы с терроризмом в формате открытого заседания СБ. Считаем ее весьма своевременной.
Именно сейчас, в разгар борьбы с террористами в Сирии и Ираке, все более отчетливо проявляется весь спектр проблем, с которым сталкивается международное антитеррористическое сотрудничество. Призываем честно и открыто обсудить эти проблемы и определить, где кроются резервы для их разрешения.
Активизация деятельности террористических организаций на постоянной основе находится в центре внимания Совета. Резолюции СБ 2178, 2199 и 2253 адаптировали механизмы ООН под целый ряд современных угроз, исходящих от ИГИЛ, «Джебхат ан-Нусры», «Аль-Каиды» и связанных с ними структур. Были акцентированы обязательства государств как в рамках осуществления санкционных режимов, так и в плане пресечения каналов незаконной финансовой и кадровой подпитки террористов.
В то же время, несмотря на декларируемую общность позиций и наличие необходимого инструментария СБ, на практике борьба с международным терроризмом далека от идеала. Причины во многом кроются в движущих силах столь беспрецедентного распространения этого зла в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Реализация в этом регионе зародившихся вовне геополитических проектов, которая сопровождалась грубым вмешательством во внутренние дела его государств, привела к разрушению в них институтов власти, «накачке» ресурсами оппозиционных сил, бесконтрольному распространению оружия и боеприпасов. Был спровоцирован небывалый всплеск радикализации местного населения.
Готовность некоторых стран использовать террористов и экстремистов как средство воздействия на законные правительства, "двойные стандарты" в оценках действий радикалов в конечном итоге привели к разгулу таких группировок, как ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра».
Эти же "двойные стандарты", к сожалению, наглядно проявляются и в деле имплементации антитеррористических решений Совета Безопасности.
Наибольший объем экспортируемых ИГИЛ нефтепродуктов, артефактов и других товаров с контролируемых этой группировкой территорий по-прежнему реализуется через Турцию при ее потворстве либо бездействии. Через границу этой страны с Ираком и, в особенности с Сирией, проходят и основные транзитные маршруты иностранных террористов-боевиков, а также поставок оружия, значительная часть которого достается террористам.
В этой связи считаем актуальным вопрос о перекрытии в антитеррористических целях турецко-сирийской границы. Стоило бы также задуматься и о введении полного торгово-экономического эмбарго в отношении ИГИЛ.
Если турецкая сторона считает, что делает все необходимое для пресечения снабжения террористов, в этом можно было бы убедиться с привлечением независимого мониторинга. Призываем турецкое правительство на добровольной основе пригласить в этих целях на свою границу с Сирией и в порт Джейхан международных наблюдателей.
Пока же мы не видим иных объяснений недобросовестному выполнению Турцией своих обязательств по резолюциям СБ, кроме как желание Анкары реализовать в Сирии и Ираке свои конъюнктурные задачи.
Г-н Председатель,
В нашей дальнейшей совместной работе необходимо учитывать специфические террористические вызовы, особо отчетливо проявившиеся в последние годы. Не можем в этой связи не выделить угрозу химического терроризма.
Боевики различных радикальных группировок только в 2016 году несколько раз применяли токсичные отравляющие вещества, известно о применении ИГИЛ иприта в Дейр-Эз-Зоре. Россия уже давно выражает озабоченность тем, что террористические группировки, орудующие в ближневосточном регионе, приобрели значительный потенциал для ведения боевых действий с использованием отравляющих веществ. Считаем, что Совет до сих пор сделал далеко не все для борьбы с этой угрозой.
В этой связи вчера вместе с нашими китайскими партнерами мы внесли в Совет Безопасности проект резолюции, уточняющей в антитеррористических целях мандат Совместного механизма ОЗХО-ООН по расследованию инцидентов с химическим оружием в Сирии, созданного резолюцией 2235. Надеемся на ее скорейшее принятие.
Г-н Председатель,
Г-н Председатель,
Развязав в 2014 году широкомасштабные боевые действия против населения восточных регионов страны, киевские политики, пришедшие к власти в результате кровавого государственного переворота, по-прежнему пытаются найти им оправдание. Не получится.