Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по тематике борьбы с терроризмом

14 апреля 2016 года



Г-н Председатель,

Мы приветствуем инициативу делегации Китая по проведению дискуссии по наиболее актуальным аспектам борьбы с терроризмом в формате открытого заседания СБ. Считаем ее весьма своевременной.

Именно сейчас, в разгар борьбы с террористами в Сирии и Ираке, все более отчетливо проявляется весь спектр проблем, с которым сталкивается международное антитеррористическое сотрудничество. Призываем честно и открыто обсудить эти проблемы и определить, где кроются резервы для их разрешения.

Активизация деятельности террористических организаций на постоянной основе находится в центре внимания Совета. Резолюции СБ 2178, 2199 и 2253 адаптировали механизмы ООН под целый ряд современных угроз, исходящих от ИГИЛ, «Джебхат ан-Нусры», «Аль-Каиды» и связанных с ними структур. Были акцентированы обязательства государств как в рамках осуществления санкционных режимов, так и в плане пресечения каналов незаконной финансовой и кадровой подпитки террористов.

В то же время, несмотря на декларируемую общность позиций и наличие необходимого инструментария СБ, на практике борьба с международным терроризмом далека от идеала. Причины во многом кроются в движущих силах столь беспрецедентного распространения этого зла в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.

Реализация в этом регионе зародившихся вовне геополитических проектов, которая сопровождалась грубым вмешательством во внутренние дела его государств, привела к разрушению в них институтов власти, «накачке» ресурсами оппозиционных сил, бесконтрольному распространению оружия и боеприпасов. Был спровоцирован небывалый всплеск радикализации местного населения.

Готовность некоторых стран использовать террористов и экстремистов как средство воздействия на законные правительства, "двойные стандарты" в оценках действий радикалов в конечном итоге привели к разгулу таких группировок, как ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра».

Эти же "двойные стандарты", к сожалению, наглядно проявляются и в деле имплементации антитеррористических решений Совета Безопасности.

Наибольший объем экспортируемых ИГИЛ нефтепродуктов, артефактов и других товаров с контролируемых этой группировкой территорий по-прежнему реализуется через Турцию при ее потворстве либо бездействии. Через границу этой страны с Ираком и, в особенности с Сирией, проходят и основные транзитные маршруты иностранных террористов-боевиков, а также поставок оружия, значительная часть которого достается террористам.

В этой связи считаем актуальным вопрос о перекрытии в антитеррористических целях турецко-сирийской границы. Стоило бы также задуматься и о введении полного торгово-экономического эмбарго в отношении ИГИЛ.

Если турецкая сторона считает, что делает все необходимое для пресечения снабжения террористов, в этом можно было бы убедиться с привлечением независимого мониторинга. Призываем турецкое правительство на добровольной основе пригласить в этих целях на свою границу с Сирией и в порт Джейхан международных наблюдателей.

Пока же мы не видим иных объяснений недобросовестному выполнению Турцией своих обязательств по резолюциям СБ, кроме как желание Анкары реализовать в Сирии и Ираке свои конъюнктурные задачи.

Г-н Председатель,

В нашей дальнейшей совместной работе необходимо учитывать специфические террористические вызовы, особо отчетливо проявившиеся в последние годы. Не можем в этой связи не выделить угрозу химического терроризма.

Боевики различных радикальных группировок только в 2016 году несколько раз применяли токсичные отравляющие вещества, известно о применении ИГИЛ иприта в Дейр-Эз-Зоре. Россия уже давно выражает озабоченность тем, что террористические группировки, орудующие в ближневосточном регионе, приобрели значительный потенциал для ведения боевых действий с использованием отравляющих веществ. Считаем, что Совет до сих пор сделал далеко не все для борьбы с этой угрозой.

В этой связи вчера вместе с нашими китайскими партнерами мы внесли в Совет Безопасности проект резолюции, уточняющей в антитеррористических целях мандат Совместного механизма ОЗХО-ООН по расследованию инцидентов с химическим оружием в Сирии, созданного резолюцией 2235. Надеемся на ее скорейшее принятие.

Г-н Председатель,

К настоящему времени завершился основной этап операции Воздушно-космических сил России против ИГИЛ и других террористических группировок на сирийской территории. Поставленные перед российскими военными задачи были успешно решены: террористам нанесен значительный урон, их удалось существенно потеснить в ряде районов страны. Ярким символом того, что ИГИЛ отступает, стало освобождение сирийскими вооруженными силами при поддержке России древней Пальмиры.

Однако для полного поражения террористов еще многое предстоит сделать.
Мы вновь призываем усилить координацию и взаимодействие государств в деле разгрома ИГИЛ, «Джебхат ан-Нусры» и связанных с ними группировок. Делать это необходимо, покончив с «двойными стандартами», при центральной координирующей роли ООН и на прочной основе международного права.

Г-н Председатель,

Не могу не прокомментировать прозвучавшее здесь выступление представителя Украины. К сожалению, украинская делегация вновь злоупотребила трибуной Совета в узкополитических пропагандистских целях. Некоторые прозвучавшие заявления просто граничат с хулиганством. От этого не выигрывает ни Совет Безопасности, ни имидж украинской дипломатии. Необходимо придерживаться повестки дня, которая сегодня не содержит пункта об урегулировании ситуации на Украине.

Развязав в 2014 году широкомасштабные боевые действия против населения восточных регионов страны, киевские политики, пришедшие к власти в результате кровавого государственного переворота, по-прежнему пытаются найти им оправдание. Не получится.