Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Е.Т.Загайнова на заседании Совета Безопасности ООН по тематике борьбы с терроризмом

Г-н Председатель,

Мы приветствуем инициативу обсудить на заседании Совета Безопасности вопросы правового сотрудничества в контексте противодействия терроризму. Считаем ее своевременной. Трагедии в Египте, Нигерии, Сомали Турции других странах вновь напоминают нам о необходимости энергичной и последовательной совместной борьбы с этим злом. Присоединяемся к соболезнованиям в адрес пострадавших от террористических актов государств.

Именно сейчас - на фоне активной борьбы с террористами в Сирии и Ираке, а также непрекращающейся подпитки террористических группировок людскими и материальными ресурсами - отчетливо проявился весь спектр проблем, с которым сталкиваются правоохранительные органы различных стран в сфере правоприменения и взаимодействия друг с другом. Приходится также констатировать, что обязательства государств, уже закрепленные в контртеррористических резолюциях СБ, выполняются далеко не всегда.

Г-н Председатель,

В принятой сегодня резолюции отражены пробелы в действующих уголовно-правовых механизмах борьбы с терроризмом и возможные способы их устранения. Важную экспертную роль в этой работе призваны играть профильные структуры ООН, такие как Исполнительный директорат Контртеррористического комитета, Целевая группа по имплементации Глобальной контртеррористической стратегии, Управление по наркотикам и преступности.

Одним из приоритетов в контртерроре для государств и профильных международных и региональных организаций становится необходимость гармонизации и модернизации действующих двусторонних и многосторонних договоров по вопросам выдачи, правовой помощи по уголовным делам, а также передачи уголовных судопроизводств из одной юрисдикцию в другую. Полезным шагом был бы также пересмотр разного рода оговорок к этим договорам, касающихся порядка сотрудничества в борьбе с преступностью и терроризмом.

При этом отсутствие профильных международных договоров не должно становиться препятствием для правовой помощи и выдачи. В таких, конечно, далеких от идеала случаях, государствам можно и нужно осуществлять сотрудничество, прибегая к принципу взаимности.

Наша делегация в ходе переговоров по проекту резолюции настаивала на том, чтобы содержащиеся в ней тезисы о важности актуализации международно-правовой базы и задействования принципа взаимности были максимально конкретизированы. К сожалению, эти и некоторые другие наши предложения не были учтены.

Г-н Председатель,

Принятая Советом резолюция подтвердила тезис о недопустимости отказов в выдаче террористов по политическим соображениям и предоставления им убежища. Документ призывает к дальнейшему упрощению процедур оказания правовой помощи и выдачи террористов.

Убеждены, что императивом такого сотрудничества должна оставаться задача привлечения радикалов к ответственности. Добиться этого невозможно без построения устойчивой системы информационного обмена, прежде всего по линии специальных служб, органов безопасности и правоохранительных структур. В этой связи обращаем внимание делегаций на активно развивающийся, в том числе при поддержке профильных структур ООН, Международный банк данных по противодействию терроризму.

Отдельно хотели бы остановиться на вопросах правового сотрудничества в сфере противодействия финансированию терроризма. Резолюция призывает государства обмениваться информацией в деле криминализации финансирования терроризма с акцентом на рекомендацию ФАТФ номер 5. По инициативе России ее охват расширен до полного запрета на любую торговлю с террористами, в том числе природными ресурсами, как это предписывается резолюциями СБ 2199 и 2253. Исходим из того, что ФАТФ теперь будет принимать самые жесткие меры к государствам, не соблюдающим требования данных резолюций, вплоть до их внесения в "черный" и "серый" списки.

Г-н Председатель,

В нашей дальнейшей совместной работе необходимо учитывать специфические террористические вызовы, особенно отчетливо проявившиеся в последние годы.

Нельзя не выделить рост радикализма, который питается за счет беспрецедентной террористической пропаганды, в первую очередь направленной на молодежь. Эта пропаганда адаптировалась к технологическим возможностям современности, таким как Интернет и социальные сети. На нее, к сожалению, есть спрос, который подтверждается масштабами рекрутирования иностранных террористов-боевиков в ряды ИГИЛ, "Джабхат-ан-Нусры" и ассоциированных с ними террористических групп.

Назрела объективная необходимость аккумулировать ресурсы и опыт мирового сообщества для предупреждения этих проявлений. Принятая резолюция вновь отражает наличие этой проблемы. Вместе с тем необходимы дальнейшие практически ориентированные шаги по купированию распространения идеологии терроризма.

Рассчитываем на продолжение предметной работы по этой теме в Совете, а также подотчетных ему контртеррористических органах.

Не стоит забывать и про другие аспекты преступной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. В этом контексте сохраняется актуальность российской инициативы разработки под эгидой ООН договора о борьбе с киберпреступностью.

Г-н Председатель,

В заключение хотели бы еще раз подчеркнуть важность укрепления координации и взаимодействия государств на пути к разгрому ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусры» и связанных с ними группировок. Делать это необходимо, покончив с «двойными стандартами», при центральной координирующей роли ООН и на прочной основе международного права.