Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на заседании Совета Безопасности ООН по Боснии и Герцеговине

 

Г-н Председатель,

Прежде всего, хотели бы пояснить нашу позицию при голосовании по резолюции по Боснии и Герцеговине. Признательны британским коллегам за их конструктивный подход в ходе консультаций и готовность учитывать наши принципиальные озабоченности по проекту резолюции, что позволило нам поддержать сегодня решение Совета Безопасности о продлении операции «Алтея».

Подробно изучили доклады Высокого представителя (ВП) в Боснии и Герцеговине г-на Валентина Инцко. Вынуждены констатировать, что они, как и прежние аналогичные документы, не нацелены на объективную оценку происходящего в стране. Сожалеем, что, несмотря на наши неоднократные призывы и предупреждения, ВП в своей деятельности и публичных комментариях уделяет явно недостаточное внимание базовым задачам содействия внутрибоснийскому диалогу и укреплению межнационального доверия. Сложилось твердое ощущение, что своим руководящим принципом г-н Инцко сделал антисербское кредо. Таким образом, искусственно создавая разломы между народами Боснии и Герцеговины. Хотя Ваша задача состоит в том, чтобы их объединять.

Вместо этих, казалось бы, очевидных приоритетов ВП все чаще  сбивается на политизизированую полемику, ставит во главу угла персональные симпатии и антипатии. Впредь в его докладах хотелось бы видеть, очередной раз об этом говорим, не продиктованные текущей конъюнктурой эмоции, а хотя бы попытку беспристрастного анализа ситуации, который, убеждены, оказался бы весьма востребован всеми членами СБ ООН.

Что же касается документов, представленных г-ном Инцом в Совет Безопасности,  то не можем согласиться с тенденциозными и вырванными из общего контекста трактовками состоявшегося в Республике Сербской 25 сентября с.г. референдума о главном энтитетском празднике - Дне РС. Считаем, что плебисцит, организованный по относящемуся к конституционной сфере компетенций РС вопросу, никоим образом не угрожает территориальной целостности и суверенитету БиГ. Не надо создавать искусственных проблем. Более того, последовавшие за изъявлением мнения электората шаги властей РС, принявших 25 октября новый закон «О дне Республики», недвусмысленно свидетельствуют о готовности Баня-Луки затвердить светский и недискриминационный характер этого праздника.

С этим и другими полезными фактами все члены СБ ООН могут ознакомиться в содержательном докладе правительства РС, который мы по традиции рекомендуем к прочтению и учету как значимый документ для более объективного понимания коллегами обстановки
в БиГ. Тем более, что ВП в своих отчетах такие шаги РС почему-то преднамеренно не освещает. А вот злоупотребления центральными органами правосудия независимого государства вообще ни в какие ворота не лезет.

Г-н Председатель,

Авторитет общебоснийской юстиции должен выстраиваться исключительно за счет повышения профессионализма, непредвзятости и эффективности, завершения процесса выведения иностранных специалистов из состава высших судебных инстанций, которые по определению должны быть национальными и независимыми. Ключ к этому - существенное реформирование судебно-прокурорской системы на оптимальных началах, которые следует коллективно выработать самими боснийцам без какого-либо давления, навязывания готовых схем и вмешательства.

Принцип передачи боснийским органам ответственности за все процессы в стране должен, на наш взгляд, определять подходы международного сообщества и по остальным актуальным для БиГ вопросам, будь то публикация итогов переписи населения, имплементация решения ЕСПЧ по известному делу «Сеидич и Финци» или организация муниципальных выборов в Мостаре. Именно поэтому мы последовательно выступаем за скорейшее свертывание остающихся в БиГ элементов международного присутствия в лице аппарата ВП и его отживших свой век «боннских полномочий».

Напомним, что ВП, в своих последних докладах пекущийся на словах об уважении решений общебоснийских структур, ранее был не столь щепетилен. В 2011 г. он в угоду сиюминутным амбициям приостановил постановление Центризбиркома БиГ (что стало существенным ударом по позициям этого ключевого для функционирования демократии в стране органа). О печальных последствиях такого шага нам всем хорошо известно. Такой правовой волюнтаризм доказал свою несостоятельность 5 лет назад, тем более неуместен он был бы и в будущем.

Вновь обращает на себя внимание то, что ВП - и в докладах, и на практике - отводит слишком мало места выполнению плана «5 плюс 2», принятого 10 лет назад в качестве условия для закрытия Аппарата ВП. Полагаем, что реализация упомянутой программы должна быть возвращена в фокус внимания Высокого Представителя. А вот тематика взаимоотношений БиГ с ЕС и НАТО, не имеющая ничего общего с дейтонским мандатом ВП и отвлекающая ограниченные ресурсы его аппарата, напротив, нуждается в срочном «выведении за скобки». Мы принципиально выступаем против любых попыток повлиять через внешние каналы на суверенный выбор независимого государства, каковым, безусловно, является БиГ.

Отмечаем, что после серии наших настойчивых напоминаний ВП начал затрагивать в докладах положение в БиГ на контртеррористическом направлении. Надеемся, что в следующих отчетных документах ВП данный сюжет найдет подобающее отражение, поскольку угроза исламского экстремизма для БиГ и соседних с ней стран представляет собой реальный вызов безопасности, в отличие от поглощающей все внимание В.Инцко антисербской демагогии.

Эта демагогия достигла своего апогея, когда г-н Инцко заявил корреспонденту Wall Street Journal 01 ноября с.г.  о том, что западному сообществу надо подумать над смещением президента РС Додика. Хотел бы процитировать это интервью от 01 ноября: “He was the hope of the West, said High Representative. “Dodik is building his own empire... the western community should think about removing him.” Разве международный чиновник такого ранга, золотым стандартом которого должна быть объективность, беспристрастность, нейтральность, может позволить себе делать такого рода заявления?

Считаем, что ситуация в БиГ не столь мрачна, как ее пытается преподнести ВП в своих докладах. В этой связи хотелось бы отметить, в первую очередь, в целом нормальное проведение 2 октября с.г. очередных муниципальных выборов,  пожелать успехов приступающим к исполнению обязанностей местным руководителям. Российская Федерация как гарант Общего рамочного соглашения о мире в БиГ 1995 г. продолжит способствовать его неукоснительному соблюдению, включая обеспечение подлинного равноправия трех государствообразующих народов и защиту установленных Дейтоном широких полномочий энтитетов. Будем и далее всемерно укреплять взаимовыгодные партнерские отношения с Боснией и Герцеговиной на всех уровнях власти.