Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации в ходе неформальной встречи Совета Безопасности ООН по «Формуле Арриа» на тему «Последствия изменения климата для безопасности: подъем уровня моря»

Г-н Председатель,

С учетом увеличения темпов повышения среднего уровня Мирового океана в последние годы Российская Федерация разделяет озабоченности малых островных развивающихся государств относительно социально-экономических последствий этого явления.

Как ответственный член международного сообщества наша страна задействует имеющийся научно-исследовательский, технический и финансовый потенциал для поиска практических решений данной проблемы и оказания помощи нуждающимся странам в многостороннем и двустороннем форматах. Исходим из того, что Сендайская программа действий по уменьшению опасности бедствий и Программа действий по ускоренному развитию малых островных государств «Путь Самоа» создали для этого солидную базу. Убеждены, что реализация в полном объеме содержащихся в этих документах договоренностей позволит закрепить малые островные развивающиеся государства на траектории устойчивого развития. В этой связи приветствуем принятие Генассамблеей ООН индикаторов Сендайской программы действий, а также создание Руководящего комитета по вопросам партнерств в интересах островных государств. Рассчитываем, что эти механизмы позволят четко и своевременно реагировать на возможные затруднения в осуществлении обеих программ и будут способствовать мобилизации международных усилий для их успешного преодоления.

Российская Федерация активно содействует укреплению устойчивости малых островных развивающихся государств. Выделено 7,5 млн.долл. на реализацию проекта Программы развития ООН по укреплению потенциала островных стран Тихого океана в целях повышения устойчивости к бедствиям. Кроме того, в рамках трастового фонда Россия-ПРООН в целях развития открыто специальное «климатическое окно» в объеме 10 млн.долл. для финансирования проектов по адаптации к последствиям изменения климата. Приоритетное внимание будет уделяться созданию инфраструктуры, включая оборудование метеорологических станций и внедрение передовых систем сбора, обработки и передачи данных, а также подготовке национальных кадров и содействию в разработке соответствующих стратегий.

Вместе с тем призываем не связывать проблемы, признаваемые отдельными государствами в качестве угроз их национальной безопасности, исключительно с негативным воздействием изменения климата, которое может быть лишь одним из многочисленных факторов, усугубляющих уже существующую напряженность, да и то только при определенном стечении обстоятельств.

Причины возникновения социальной нестабильности и, тем более, конфликтов весьма разнообразны и, как правило, имеют комплексный характер при очевидном преобладании исторических, политических, экономических, демографических, этнических, цивилизационно-культурных и иных побудительных мотивов. Большую роль могут играть различные внешнеполитические и внешнеэкономические факторы. И хотя масштабное разрушение экосистем в результате человеческого воздействия или стихийных бедствий, несомненно, негативно отражается на способности стран противостоять внутренним и внешним вызовам, обобщение и, тем более, сведение причин кризисов к экологическим проблемам является заведомым упрощением.

Более того, прямое увязывание вопросов изменения климата с проблематикой предотвращения внутренних социально-политических кризисов и поддержания международного мира и безопасности может усложнить поиск эффективных способов урегулирования конфликтов и увести международное сообщество по ложному пути. Другим негативным моментом может стать политизация дискуссии по проблемам устойчивого развития в профильных межправительственных органах, что также подорвет их эффективность и авторитет.

Привнесение такой генерической темы как изменение климата в СБ ООН является, прежде всего, дублированием функций Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Второго комитета Генассамблеи. В соответствии с Уставом Совет должен концентрироваться на рассмотрении предметных страновых ситуаций, представляющих угрозу международному миру и безопасности, и вырабатывать конкретные меры по урегулированию конфликтов. В этой связи не видим добавленной стоимости в его привлечении к решению проблемы изменения климата. Эта работа требует специализированной экспертизы, которой СБ, очевидно, не обладает.

Благодарю Вас.