Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на заседании Совета Безопасности ООН по Афганистану

21 июня 2016 года


Г-н Председатель,

Признательны Специальному представителю Генсекретаря г-ну Николасу Хейсому за его обстоятельный брифинг по ситуации в стране и мужественную деятельность в качестве главы Миссии ООН в Афганистане. Желаем ему всяческих успехов на новом ответственном посту. Внимательно выслушали выступление Постоянного представителя Исламской Республики Афганистан г-на Махмуда Сайкала.

Вот уже многие годы развитие ситуации в сфере безопасности в Афганистане остается предметом нашей повышенной обеспокоенности. К сожалению, обстановка эволюционирует от плохого к худшему. Испытываем опасения, что в текущем году вооруженная оппозиция и террористические формирования продолжат попытки занять стратегически важные населенные пункты и установить контроль над обширными территориями страны.

Движение талибов, объявив о начале весеннего наступления, систематически осуществляет резонансные нападения в разных частях Афганистана. Имевшая место 20 июня серия терактов в различных районах страны – очередное тому подтверждение. Прошу Вас, господин посол, передать наши глубокие, искренние соболезнования правительству и народу Афганистана. Особую обеспокоенность вызывают распространение влияния и рост численности ИГИЛ, ее стремление поглотить другие формирования вооруженной оппозиции, преимущественно на севере ИРА.

Надеемся, что будущее руководство Миссии ООН, новый Спецпредставитель г-н Т.Ямамото будут уделять самое пристальное внимание этому опасному феномену.

Поддерживаем линию правительства на достижение национального примирения. Готовы оказывать содействие в продвижении переговорного процесса, в том числе гибко подходить к вопросам возможного ослабления санкционного режима Комитета СБ ООН 1988 по талибам, если это не противоречит национальным интересам Афганистана.

Приветствуем назначение авторитетного религиозного деятеля С.А.Гилани на пост главы Высшего совета мира. Надеемся, при его участии процессу нацпримирения будет придана новая динамика.

Отмечаем настрой правительства Афганистана на развитие диалога с вооруженной оппозицией. Поощряем любые шаги в этом направлении. Но уверены, что национальное примирение станет устойчивым только тогда, когда примет действительно общенациональный характер.

Основная задача процесса нацпримирения ‑ привлечение ДТ к мирным переговорам ‑ пока не достигнута. Формат четырехсторонней контактной группы по организации прямых переговоров между Кабулом и талибами, несмотря на принятые в этом формате важные решения, пока, увы, не даёт значимого результата. Призываем вооруженную оппозицию подняться на уровень государственной ответственности за судьбу Афганистана и его народа, прекратить боевые действия, отказаться от актов возмездия, терроризма и вступить в диалог с законными властями страны.

Г-н Председатель,

Россия готова выстраивать конструктивное сотрудничество с афганским руководством в интересах поддержания стабильности и независимого курса Афганистана, свободного от терроризма и наркоугрозы.

Отмечаем растущее в мире понимание важности регионального контекста афганского урегулирования, а также увеличение количества многосторонних площадок, фокусирующихся на афганской проблематике. При этом считаем важным, чтобы в деятельности таких форматов решающая роль принадлежала самим региональным игрокам.

Убеждены, что усилия по содействию Афганистану следует продвигать преимущественно с использованием зарекомендовавших себя структур, прежде всего ШОС, где в качестве членов, наблюдателей или партнеров по диалогу собраны практически все страны региона, включая Афганистан. Приветствуем официальную заявку Афганистана на получение статуса члена ШОС. Активно поддерживаем шаги правительства Афганистана по налаживанию экономического взаимодействия и интеграции с региональными соседями. Видим хороший потенциал в усилении контртеррористического и антинаркотического взаимодействия Афганистана с ШОС и ОДКБ.

При этом вынуждены констатировать, что новой миссии НАТО «Решительная поддержка» пока не удается достигнуть заявленных целей. Подразделения АНСБ, которые самоотверженно ведут борьбу с теругрозой, несут значительные потери в боях с оппозицией и испытывают серьезные трудности в деле эффективного сдерживания ее натиска. Принимаем во внимание решение администрации США о приостановке вывода из Афганистана американских войск, что отражает признание нерешенности проблем с безопасностью.

Просим не забывать, что Россия поддержала принятие резолюции СБ 2189 по запуску операции «решительная поддержка», исходя из того, что Североатлантический Альянс будет отчитываться перед СБ по ситуации в Афганистане в контексте проводимой операции. На НАТО и США тем самым возложена особая ответственность за подготовку АНСБ, их эффективность и ситуацию в области безопасности в ИРА. Отдельное направление работы – обеспечить, чтобы с территории Афганистана не исходило угроз для третьих стран. Положение дел в данной сфере, прямо скажем, тревожное. Взять хотя бы для примера ситуацию в северных районах Афганистана, где нарастает присутствие иностранных террористов-боевиков, активизируется деятельность «Исламского государства».

Наркотическая проблема несет серьезную угрозу стабильности самого Афганистана, его региональным соседям и миру в целом. Помимо своей прямой вредоносности, наркопроизводство обеспечивает существенную финансовую «подпитку» терроризму. В этой связи считаем необходимым активизировать усилия международного сообщества в борьбе с наркотрафиком с территории Афганистана.

Не испытываем иллюзий в связи с обнародованными в 2015 г. Данными о значительном снижении производства опия в Афганистане. Обеспокоены прогнозами значительного повышения урожая опийного мака в текущем году.

Г-н Председатель,

Залогом устойчивости ситуации в ИРА считаем боеспособные афганские национальные силы безопасности (АНСБ), которые должны самостоятельно обеспечивать мир и стабильность в своей стране.

В феврале Россия осуществила безвозмездную поставку вооружений и боеприпасов на нужды национальных сил безопасности ИРА. Будем и далее помогать Кабулу в подготовке сотрудников афганских силовых структур по линии заинтересованных российских ведомств. Тем более, что у наших стран исторически наработан высокий уровень взаимодействия и сотрудничества по указанным направлениям. Продолжаем эту работу как на двусторонней основе, так и во взаимодействии с международными партнерами, несмотря на изменение подходов со стороны США, НАТО и ряда западных стран к реализации совместных с Россией проектов по содействию Афганистану.

Основной предпосылкой решения комплекса проблем Афганистана остается задача консолидации усилий основных внешних игроков. Конкуренцию за зоны влияния следует исключить. Вместо этого необходимо сплотить усилия, что позволит добиться национального примирения в стране, искоренить проблему терроризма и помочь Афганистану встать на путь устойчивого развития. Особо акцентируем: данная задача может быть решена только в рамках открытого международного взаимодействия и сотрудничества с законным правительством Афганистана при уважении суверенитета, независимости и территориальной целостности этого государства.

Благодарю Вас.