Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН по вопросам дисциплины в миротворческих операциях

10 марта 2016 года

 

Г-н Председатель,

Благодарим Генерального Секретаря Пан Ги Муна за брифинг по вопросам дисциплины в миротворческих операциях.

Придаем большое значение работе над проблемой совершения правонарушений, включая сексуальные преступления, лицами, входящими в состав миротворческих контингентов ООН, а также сотрудниками Организации. Считаем, что ООН и государства-члены должны предпринимать все возможные меры к предотвращению и полному искоренению таких действий.

Не меньшее возмущение вызывает и информация о вопиющих случаях сексуальной эксплуатации и насилия, совершенных военнослужащими иностранных неооновских контингентов, развернутых в регионах конфликтов с разрешения Совета Безопасности. Эти контингенты, как и "голубые каски" ООН, призваны нести в страны мир и безопасность. Мы категорически отвергаем какую-либо привилегированность таких сил по сравнению с миссиями ООН. Стандарты по борьбе с этим злом должны быть едиными для всех.

Г-н Председатель,

Проблемы, связанные с дисциплиной в ооновских присутствиях "на земле", возникли не сейчас. На протяжении многих лет он обсуждается в Генеральной Ассамблее – Специальном комитете по миротворческим операциям, Пятом и Шестом комитетах. Превентивные и профилактические меры закладываются и в регулярно принимаемые ГА ООН резолюции по теме "Уголовная ответственность должностных лиц ООН и экспертов в командировках". В частности, при активном участии ГА ООН была введена практика предварительной подготовки и вводного инструктажа персонала, которая осуществляется государствами вместе с миротворческими операциями и специальными политическими миссиями. Эти меры уже дают реальные результаты.

Полагаем, что именно от вовлеченности в выработку соответствующих мер всех государств-членов ООН зависит эффективность их реализации на практике. Ключевое слово здесь принадлежит странам-поставщикам контингентов в ОПМ ООН, которые обладают всей полнотой информации относительно того, почему не удается искоренить эту достойную сожаления статистику.

Хотя мы по-прежнему уверены в том, что вопросы дисциплины миротворцев не связаны с поддержанием международного мира и безопасности, российская делегация сначала с пониманием отнеслась к американской инициативе продублировать сигнал о неприемлемости фактов секснасилия со стороны ооновских присутствий по линии Совета Безопасности. Вместе с тем представленный проект документа весьма далек от идеала, предлагает селективный подход, выводя за рамки предлагаемых мер гражданский персонал ООН и неооновские иностранные присутствия.

К тому же, в силу ведущихся сейчас переговоров в Специальном комитете по миротворчеству по этой же самой теме было бы неправильно противопоставлять Совет Генеральной Ассамблее.

Ни в коей мере не умаляя тяжесть преступлений на сексуальной почве, о которых мы говорим сегодня, хотели бы отметить, что предлагаемая Генсекретарем и рядом стран коллективная ответственность за такие деяния вызывает вопросы. С нашей точки зрения, упор следовало бы делать на добросовестных усилий по поиску конкретных преступников, установлению их вины и преданию суду. Отдельная важнейшая задача – меры по предотвращению таких преступлений, надлежащая подготовка и проверка направляемых в ооновские миссии военнослужащих и гражданского персонала. Здесь основное бремя - в случае с военными и полицейскими - ложится на плечи стран-поставщиков контингентов. В случае с гражданским персоналом – ответственность лежит на Секретариате ООН. При этом не видим оснований для менторства со стороны Секретариата в отношении государств-членов: в нем работают люди, которые также могут быть небезгрешны.

При этом, к сожалению, остается открытым вопрос, что делать с иностранными контингентами, которым Совет Безопасности дает мандат на проведение операций с целью содействия в урегулировании конфликтных ситуаций с расчетом на то, что он будет выполнен добросовестно. Полагаем, что имевшие место случаи сексуального насилия со стороны таких сил должны быть тщательно расследованы направляющими странами, а виновные - привлечены к ответственности. Здесь не может быть никакой безнаказанности. Иначе Совету рано или поздно придется рассматривать вопрос об отзыве у них таких полномочий.

Благодарю за внимание.