Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на брифинге СБ ООН о Совместных силах «Сахельской пятерки»

Г-н Председатель,

Благодарим заместителя Генсекретаря ООН Ж.-П.Лакруа за обстоятельный брифинг.

Предельного внимания заслуживает африканское видение решения проблем региона, изложенное Постоянным секретарем Совместных сил «Сахельской пятерки» Маманом Сидику и Высоким представителем Афросоюза по Мали и Сахелю Пьером Буёя. Выражаем признательность и другим докладчикам.

Согласны с высказанными сегодня тревожными оценками ситуации в Сахеле. Уровень угроз безопасности и стабильности в этой части Африки стал беспрецедентно высоким. Закрепившееся в этом регионе террористическое подполье наращивает свои действия, стремится расширить свою географию. Растет число новых радикальных группировок. Не отстает от них и организованная преступность, активно использующая отсутствие властей на обширных пространствах региона.

Корни этих явлений известны. В Сахеле мы в том числе «пожинаем плоды» развала государственности в Ливии, что стало последствием грубого иностранного вмешательства. Полагаем, что без нормализации обстановки в этой стране надежно стабилизировать регион практически невозможно.

Приветствуем инициативу государств «Сахельской пятерки» по созданию совместных сил по борьбе с терроризмом и оргпреступностью. За полтора года их существования достигнут несомненный прогресс. Проведено несколько военных операций, штат военнослужащих укомплектован на 80%, заканчивается формирование штабных структур и Секретариата, созданы механизмы по их финансированию. Ожидаем, что в ближайшее время будут озвучены конкретные планы о продолжении совместных операций. На наш взгляд сахельские совместные силы уже продемонстрировали, что являются важным фактором обеспечения стабильности в регионе.

Конечно, многое еще предстоит сделать. Теракт 29 июня против штаб-квартиры СССП в городе Севаре, естественно, стал большим ударом и замедлил процесс их формирования. В то же время он позволил вскрыть слабые места совместных сил. Насколько понимаем, соответствующие выводы сделаны, и работа над ошибками проведена. Кроме того, было бы важно ускорить процесс с обустройством военных городков для сахельских сил, решением проблемы снабжения их достаточным количеством вооружений и улучшением подготовки боевого состава.

Эти вопросы не решить без обеспечения стабильного и предсказуемого финансирования совместных военных структур государств Сахеля. Видим, что постепенно средства доходят до региона. К сожалению, далеко не все, кто взяли на себя соответствующие финансовые обязательства, спешат с их выполнением. Из-за отсутствия средств не может полностью выполнить свой мандат по поддержке сахельских сил и Миссия ООН по стабилизации в Мали.

Убеждены в важности дальнейших скоординированных шагов как со стороны африканцев, так и международного сообщества, направленных на борьбу с экстремизмом в Сахаро-Сахельском регионе. Очевидно, что одними только военными мерами искоренить это зло невозможно. Необходимо эффективно противодействовать экспансии экстремистской идеологии, действенно решать острые социально-экономические проблемы стран региона, укреплять их государственные институты. Отмечаем в этой связи ключевую роль Комплексной стратегии ООН для Сахеля в решении указанных задач.

Россия изучает возможности налаживания эффективного сотрудничества с государствами «сахельской пятерки» в преодолении насущных региональных проблем. Ряду стран региона уже оказывается соответствующая военно-техническая помощь, осуществляется подготовка военных и полицейских кадров. Будем и дальше способствовать укреплению потенциала вооруженных сил «Сахельской пятерки» с тем, чтобы их совместные силы стали действенным инструментом для восстановления и поддержания мира в Западной Африке.

Благодарю Вас.