Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН на тему: "Мир и безопасность в Африке: вызовы в регионе Сахеля"

26 мая 2016 года



Г-н Председатель,

Россия уделяет пристальное внимание развитию ситуации в Сахеле, последовательно выступает за активное сотрудничество ООН с Африканским союзом и субрегиональными организациями по ее нормализации.

Хотели бы напомнить, что терроризм и насильственный экстремизм в Сахеле – явления, активно набирающие свою остроту в последние годы. Ситуация начала резко ухудшаться после дестабилизации ситуации в Ливии. На обстановку в сфере безопасности продолжают негативно влиять пористые границы, открытые для трафика наркотиков, оружия и другой контрабанды. Без прогресса в ливийском урегулировании добиться окончательного решения проблемы терроризма в Сахеле невозможно.

Убеждены, что на сегодняшний день наше внимание должно быть направлено на восстановление и укрепление контртеррористического потенциала государств региона, как того требует Комплексная стратегия ООН для Сахеля. В этой связи хотели бы поблагодарить Исполнительного директора КТИД, г-на Лаборда, за его доклад. Высоко ценим усилия Исполдиректората по оценке реальных потребностей государств в плане борьбы с терроризмом. Профильные программы техпомощи должны и впредь опираться на выводы и рекомендации мониторинговых миссий КТИД.

Россия традиционно делает акцент на задачах укрепления потенциала стран региона, в двустороннем плане оказывает содействие по линии подготовки профессиональных кадров, в том числе сотрудников правоохранительных служб.

Кроме того, принципиальное значение придаем работе по имплементации резолюции СБ ООН 1624, делающей акцент на предупреждении терроризма, снижении привлекательности террористической деятельности, противодействии воспроизводству идеологии терроризма и насильственного экстремизма.

Что касается собственно проблемы опустынивания в регионе, то согласны с тем, что оно подрывает традиционный уклад жизни и экономический потенциал стран региона. При этом исходим из того, что природные явления, включая ухудшение состояния земель в результате воздействия естественных факторов или человеческой деятельности, не могут априори рассматриваться в качестве угроз международному миру и безопасности. Засуха и деградация земель способны усугубить ситуацию в районах конфликтов, причины которых, по нашему мнению, стоит все же искать в недостаточно эффективном реагировании соответствующих политических институтов на назревающие проблемы.

При этом считаем, что основной площадкой для решения проблем опустынивания и деградации земель является Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием. При рассмотрении проблемы опустынивания в трансграничном контексте в принципиальном плане исходим из необходимости поиска взаимовыгодных решений на основе партнерства и уважения национального суверенитета.

Особое внимание следует уделять наращиванию технического содействия и подготовке национальных кадров в области землепользования для нуждающихся стран. Естественно, предоставляемая помощь должна учитывать конкретные потребности и стратегии их национального развития, а также региональные особенности.

С учетом этого считаем нецелесообразным непосредственное вовлечение СБ ООН, который не обладает соответствующей экспертизой и необходимым инструментарием, в данную проблематику. Это может оказаться контрпродуктивным и увести международное сообщество в сторону от поиска практических решений по борьбе с деградацией земель.

На нью-йоркской площадке реальную добавленную стоимость принесло бы предметное обсуждение данной темы в рамках профильного Второго комитета Генассамблеи, ЭКОСОС, Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию. Тем более, что значимость решения проблем опустынивания и восстановления подвергшихся деградации земель для достижения устойчивого развития отмечена в Повестке дня устойчивого развития до 2030 года, в частности, в формулировании 15-й Цели.

Убеждены, что опустынивание – не единственный вызов для продовольственной и экономической безопасности Сахеля из числа тех, которые в  принципе могут способствовать радикализации, облегчить террористам задачи по продвижению своей идеологии, вербовке сторонников среди наиболее пострадавших слоев населения.

Уверены, что всем комплексом в равной степени важных проблем региона следует заниматься, последовательно реализуя Комплексную стратегию ООН для Сахеля. Это полезная инициатива, которая доказала свою востребованность. Её потенциал сейчас только начал раскрываться в полную силу, успешно осуществляются проекты по целому ряду направлений. Рассчитываем, что состоявшееся в феврале присоединение Офиса Спецпосланника Генсекретаря по Сахелю к Отделению ООН в Западной Африке создаст необходимый синергетический эффект для реализации стратегии.

Благодарю Вас.