Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании Совета Безопасности ООН по миротворческим операциям ООН

Г-жа Председатель,

Признательны заместителю Генсекретаря ООН Жан-Пьеру Лакруа за его оценки текущего состояния миротворческой деятельности ООН. Благодарим командующих военными компонентами миротворческих операций ООН в Дарфуре, Мали и Южном Судане за актуальную информацию о положении дел в их миссиях. Высоко ценим усилия, прилагаемые миротворцами в непростых условиях. Чтим память весх, кто отдал свои жизни ради мира и стабильности. 

Безопасность миротворческих контингентов – важнейший вопрос, которому необходимо уделять внимание не только в период подготовки операций ООН по поддержанию мира (ОПМ), но и на всем протяжении работы ооновского присутствия в стране.

Характер и природа проблем, сопровождающих современные кризисы, постоянно меняются. ОПМ чаще сталкиваются с террористическими нападениями на гражданское население и миротворцев, оргпреступностью, незаконным оборотом оружия и наркотиков. Обстановка в странах развертывания и каждый театр действий имеют свои особенности.

Распространение перечисленных угроз закономерно порождает в экспертных и научных кругах мыслительный процесс, в центре которого сама концепция работы "голубых касок", порядок их действий, когда невозможно отличить боевиков от гражданских лиц, или, например, невозможность  для принимающей стороны обеспечивать должную защиту гражданских лиц от новых угроз. В результате таких размышлений мы нередко слышим единственный призыв – наделить всех миротворцев «сильным» мандатом, дополнительными возможностями по сбору информации и применению силы. Отголоски такого мышления мы услышали сегодня.

Со своей стороны убеждены, что в таких условиях миротворцам, напротив, необходимо действовать предельно осторожно. Ведь ОПМ олицетворяют идеалы ООН. Любая ошибка может привести к трагическим последствиям, подрыву авторитета Организации.

Совету Безопасности, странам-поставщикам контингентов и принимающим государствам необходима объективная оценка, насколько расширенные полномочия на применение силы позволяют достичь реальных прорывов в выполнении мандатов. Это особенно актуально в свете роста жертв среди миротворцев в наиболее горячих точках.

Скажем прямо: опыт «сильных» мандатов миссий в ДР Конго и Мали пока не очень убеждает. Более того, он поставил ряд серьезных вопросов правового, технического, логистического, кадрового характера, которые требуют решения в межгосударственном формате в профильных структурах ООН и при непосредственном участии поставщиков контингентов.

Надо смотреть на вещи реально . Неспособность найти работоспособный ответ на коренные причины конфликтов и угрозу терроризма, не должна вести к автоматическому усилению мандатов миротворцев под предлогом того что «других вариантов нет». Варианты есть.

Прежде всего необходимо с умом и более тщательно подходить к планированию мандата и оперативной работы миротворцев. Не надо насыщать миссии несвойственной работой, которой должны заниматься специализированные структуры ООН – внимание следует фокусировать на приоритетных вопросах: поддержке политического процесса, укреплении собственного потенциала принимающей стороны и обеспéчении безопасности. Хотелось бы услышать, каким образом этого планирования в современных условиях.

Кроме того, при подготовке и проведении операций важно учитывать мнение стран-поставщиков контингентов и не пренебрегать настроениями местного населения, часть которого может поддерживать вооруженные группы (как это оказалось в ЦАР). Не стоит забывать, что в таких случаях под угрозой оказывается безопасность миротворцев, гражданского персонала, гуманитарных сотрудников и персонал страновых команд.

Немаловажным фактором является надлежащая подготовка «голубых касок» и обеспечение их необходимым оборудованием. Непростительно создавать ситуации, когда «сильный» мандат есть, а условия для его выполнения создать долгое время не получается.

Здесь важно затронуть и активную безопасность контингентов, а также «сбор и анализ информации» - о чем говорил мой коллега из Великобритании. Исходим из того, что такая деятельность может осуществляться только в рамках, согласованных государствами: в соответствии с Уставом ООН, с согласия принимающего правительства и только в ограниченных целях обеспечения безопасности миротворцев и гражданского населения. Не допускаем применение разведывательных средств в каких-либо иных целях, в том числе для выполнения так называемых «политических» задач мандата.

Г-жа Председатель,

Особенно хочу подчеркнуть важность безусловного соблюдения базовых принципов миротворчества: согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, за исключением случаев самообороны и выполнения мандата Совета Безопасности. Если их не придерживаться, то в поисках "сильных", а тем более превентивных ответов на виртуальные угрозы, миротворцы могут оказаться напрямую втянутыми в конфликты. В частности, обратили внимание, что в выступлениях некоторых сегодняшних докладчиков прозвучали ссылки на доклад Круза. Насколько я помню, он был обсужден государствами-членами в Спецкомитете по миротворчеству в марте этого года. Однако не был одобрен. отдельные его положения носят спорный и весьма дискуссионный характер. Не видим основания для того, чтобы принимать его рекомендации к исполнению. Надеемся, что Жан-Пьер разделяет эту точку зрения. Были бы признательны за пояснение ситуации. 

Неприемлемы попытки отдельных стран продвигать в ооновском миротворчестве инициативы, которые были согласованы вне стен ООН узким кругом государств. К таким, в частности, относятся  неооновские «принципы Кигали по защите гражданского населения», которые допускают применение силы против принимающего государства. Это немедленно превратило бы «голубые каски» в сторону конфликта.

Залог успеха любой миротворческой операции – это конструктивное и эффективное взаимодействие с принимающей стороной, которая несет главную  ответственность как за политический процесс и устранение коренных причин конфликта, так и за обеспечение безопасности населения, в том числе от террористических атак.