Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление И.о. Постоянного представителя Д.А.Полянского в ходе брифинга в СБ ООН «Миростроительство и сохранение мира: постконфликтное восстановление, мир, безопасность и стабильность»

Уважаемый г-н Председатель, Ваше Превосходительство, рады приветствовать Вас в Совете Безопасности ООН.

Прежде всего хотел бы присоединиться к словам соболезнованияя американскому народу, а также родным и близким скончавшегося 41-го Президента США Джорджа Герберта Уокера Буша. Он верно служил своей стране: сначала с оружием в руках в годы войны, а затем – на высоких государственных постах. Г-н Дж.Буш многое делал для укрепления российско-американского сотрудничества по вопросам международной безопасности и заслужил искреннее уважение в моей стране.

Г-н Председатель,

Благодарим за организацию сегодняшнего заседания Совета по вопросам постконфликтного миростроительства. Признательны Генеральному секретарю ООН Антонио Гутеррешу за представленные оценки и пристальное внимание к вопросам миростроительства.

Уже многие годы миростроительное содействие ООН является важным инструментом оказания государствам помощи в преодолении последствий конфликтов.

Страны, пережившие «горячую фазу» кризиса, как правило, не обладают достаточными людскими и институциональными ресурсами для решения всего комплекса проблем в сферах безопасности, правопорядка, социально-экономического развития и других насущных вопросов. Именно поэтому они могут нуждаться в международном содействии.

На этом чувствительном этапе главными задачами являются закрепление национального примирения и восстановление безопасных условий жизни для всего населения страны. Это является определяющим условием для предотвращения возобновления вооруженного конфликта и перехода к устойчивому развитию.

Г-н Председатель,

Многие вопросы «раннего миростроительства» включаются и в мандаты операций ООН по поддержанию мира. Выполняя свою главную задачу по содействию продвижению мирных процессов, миротворцы вносят важный вклад в создание первичных условий для начала полноценного восстановления.

При этом надо понимать, что ключевые миростроительные усилия предпринимаются на национальном уровне. Это не короткий список целей, а долгий путь, который начинается перед сворачиванием ооновской миссии и продолжается после этого, вплоть до успешной реализации всех поставленных задач. Этим оно отличается международного миростроительного содействия, которое необходимо только до достижения принимающим государством самодостаточности, то есть способности существовать без критической поддержки международного сообщества.

Г-н Председатель,

Как показывает практика, помощь, оказываемая в ходе конфликта, не всегда эффективна, поскольку зачастую ее положительные результаты невозможно закрепить, а в случае возобновления конфликта эти процессы приходится запускать сначала. Таким образом, международная миростроительная помощь дает результат только тогда, когда сопровождается устойчивым перемирием и политическим процессом.

Несомненно, главная ответственность в определении и реализации миростроительных стратегий принадлежит правительствам. Однако общую ответственность за мир должны осознавать все внутригосударственные игроки. Сложно представить эффективное постконфликтное восстановление, и тем более развитие, без конструктивного вклада всех сегментов общества.

Что касается международной поддержки, то она должна основываться на основополагающих резолюциях СБ ООН 1645 и 2282, которые зафиксировали своего рода «базовые принципы миростроительства», а именно: согласие принимающего государства, уважение его суверенитета и политической независимости, а также признание национальной ответственности и лидерства.

Разумеется, международное миростроительное содействие должно быть нацелено на повышение национального потенциала и укрепление самостоятельности принимающего государства, а не на подмену его функций.

Что касается работы ООН на миростроительном треке, то здесь важно, укрепляя внутреннюю координацию, не забывать и про разделение труда согласно имеющимся мандатам различных подразделений Секретариата.

При разработке программ миростроительного содействия важно помнить, что каждая страновая ситуация уникальна, у каждой –  свой набор причин, и уникальных рецептов восстановления быть попросту не может. Любые варианты международного содействия должны иметь безусловную поддержку принимающего государства. Иначе есть риск лишь усугубить имеющиеся проблемы.

Г-н Председатель,

Ключевая роль по координации миростроительного содействия принадлежит Комиссии ООН по миростроительству.

Потенциал этого межправительственного консультативного органа раскрыт не полностью. В частности, Совету Безопасности было бы полезно получать исчерпывающую информацию о национальных миростроительных приоритетах государств, находящихся на рассмотрении обоих органов. Трансляция такой информации и единогласный совет Комиссии могли бы хорошо дополнить доклады Генсекретаря, не дублируя их. Особенно полезно это было бы в период перехода от миротворческого этапа к миростроительному, или когда Совет проводит переоценку миссий для повышения их финансовой эффективности.

Что касается финансирования ооновского миростроительного содействия, то повышение предсказуемости, разумеется, было бы нелишним. Полагаем, что стимулировать государства-члены к направлению добровольных взносов лучше всего через надлежащую прозрачность и подотчетность в использовании предоставленных средств.

В заключение хотел бы подчеркнуть, что мы убеждены, что только беспристрастный и транспарентный подход к миростроительству и «сохранению мира» может способствовать эффективности работы на этом направлении. Важно, чтобы такая помощь осуществлялась в поддержку усилий самих принимающих государств без навязывания готовых рецептов и ненужного менторства. Основное предназначение миростроительства – помочь государствам в возможно короткие сроки «встать на ноги» и самостоятельно заниматься вопросами устойчивого развития.

Благодарю за внимание.