Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН, посвященном брифингу Председателя ОБСЕ

Г-н Председатель,

Мы признательны Действующему Председателю ОБСЕ, министру иностранных дел Италии г-ну Анжелино Альфано за обстоятельный брифинг по работе Организации и вопросам на ее повестке дня.

Всегда исходили из того, что деятельность ОБСЕ имеет особое значение для европейского континента. Неизменно выступали за укрепление общеевропейских институтов, за согласование договорно-правовых режимов в сфере нашей общей безопасности.

Россия всецело привержена хельсинкским принципам отношений между государствами и взятым в этой связи политическим обязательствам.

К сожалению, наши призывы к равноправному диалогу, реализации на практике принципа равной и неделимой безопасности на Западе пока так и не услышали. Некоторые наши партнеры по-прежнему предпочитают рассуждать в категориях холодной войны, представляя Россию в качестве угрозы миру и безопасности и создавая «закрытые клубы», где безопасность одних стран обеспечивается за счет безопасности других. Все это привело к тому, что сегодня архитектура в Евроатлантике, краеугольными камнями которой остаются Устав ООН и Хельсинкский Заключительный акт, подвергается серьезным испытаниям.

В этих сложных реалиях как никогда важно укреплять многостороннее взаимодействие, в том числе по линии международных организаций. Оно должно носить регулярный, многосторонний характер и охватывать все измерения безопасности.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе призвана содействовать реализации целей и принципов ООН в рамках своего мандата и в зоне своей ответственности.

Настроены на конструктивное сотрудничество с итальянским председательством в ОБСЕ и разделяем его стремление укреплять многосторонние подходы (multilateralism) в целях мира, безопасности, стабильности и сотрудничества между государствами региона.

Многого ждем от дальнейшего развития сотрудничества между ОБСЕ и ООН, особенно с учетом того, что уже достигнуто. Особенно отмечаем интенсивное взаимодействие по линии Департамента по борьбе с транснациональными угрозами Секретариата ОБСЕ и Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП) в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и легкого стрелкового оружия, терроризмом, организованной преступностью, коррупцией и отмыванием денег, а также в сфере противодействия торговле людьми и нелегальной миграции. Важную роль отводим взаимодействию двух организаций в реализации антитеррористических резолюций Совета Безопасности ООН (2170, 2178, 2199 и 2249), а также в борьбе с идеологией терроризма, как то предписывает резолюция 2354 СБ ООН.

В сфере международной информационной безопасности ОБСЕ дополняет глобальные усилия ООН в разработке мер доверия при использовании информационно-коммуникационных технологий. Призываем организации объединить усилия для разработки и выполнения конкретных дополнительных мер доверия в интересах обеспечения кибербезопасности – данные площадки не должны использоваться для голословных обвинений на этот счет.

Ценим сотрудничество ООН с ОБСЕ «в поле», как это происходит по линии Миссий в Косово, а также взаимодействие в ходе Женевских дискуссий по Закавказью для налаживания прямого диалога прямого диалога между Грузией, Абхазией и Южной Осетией.

Поддерживаем приоритет итальянского председательства по продолжению усилий ОБСЕ для содействия урегулированию региональных конфликтов. Готовы к взаимодействию в области содействия приднестровскому и нагорно-карабахскому урегулированию.

Г-н Председатель,

Мы сегодня не собирались отдельно говорить о ситуации на Украине вне контекста деятельности ОБСЕ – в конце концов, это далеко не единственный вопрос, которым занимается Организация. Однако выступления ряда делегаций заставляют нас затронуть эту тему. 

Чтобы понять причины углубляющегося в этой стране кризиса, «плясать» надо чуть ли не «от печки» – вспомнить с чего начинались проблемы на Украине. Наши оценки генезиса и современного состояния внутри- – я подчеркиваю – внутриукраинского кризиса, мягко говоря, не совпадают.

Четыре года назад при прямой вовлеченности Запада на Украине произошел государственный переворот. К власти пришли те, кто решил выдавить из Украины все русское и родной для миллионов граждан этой страны русский язык и навязать им такую парадигму развития, согласия на которую у них не спрашивали и которую они не могли принять. В Крыму, на Востоке Украины с такой властью согласиться категорически не захотели. Крымчане свободно выбрали воссоединение с Россией. На Донбасс обрушились пули и снаряды.

Все эти четыре года Киев не только воевал со своими же гражданами, но и последовательно культивировал в обществе ненависть к России, потакал разгулу национализма и ксенофобии. Причем при полном попустительстве наших западных партнеров.

Без осознания Киевом порочности такой политики на Украине вряд ли что-то изменится к лучшему. Ключ к решению проблем на Украине – только в руках самих украинцев. А Киев избрал удобную формулу, сваливая все свои проблемы, все свое нежелание вести диалог со своими гражданами на пресловутую «российскую агрессию», доказательств которой так никто и не сумел предъявить. Западные же «кураторы» не горят желанием настроить Киев на конструктивный лад.

Резолюция Совета Безопасности ООН 2202 закрепила Минские договоренности в качестве основы для урегулирования ситуации на Украине. Однако в Киеве с самого первого дня принялись саботировать этот процесс и переписывать смысл договоренностей, а принятый недавно закон о так называемой реинтеграции Донбасса официально похоронил Минский комплекс мер.

Можно привести еще множество примеров провокационных действий украинских властей. Это и дискриминационная языковая политика, и потакание неонацистским движениям, и многочисленные нарушения прав собственных граждан, и раскручиваемая властями ненависть к России. Власти никак не реагируют вопиющий вандализм в отношении российских культурных центров, практически на официальном уровне поддерживается захват российского бизнеса, создается атмосфера тоталитарного зажима любых оппозиционных голосов. В стране происходят убийства оппозиционных журналистов. Список можно продолжить. Но этого на Западе предпочитают не замечать.

Киевская власть получила от своих покровителей индульгенцию и карт-бланш говорить и делать все, что ей вздумается. И пока эта индульгенция будет действовать, пока Киев будет саботировать Минские соглашения, пока он будет отказываться разговаривать напрямую со своими гражданами, ложно представляя стороной конфликта не их, а Россию, ничего хорошего, никого подлинного урегулирования, увы, ждать не приходиться.

Мы со своей стороны прямо заинтересованы в скорейшей нормализации положения дел на Украине и всячески этому способствуем. Но хотим напомнить в т.ч. тем, кто сегодня выступал, что прежде чем Украина возвратит контроль над своими границами, она должна выполнить политические элементы договоренностей, что является условием возврата контроля, а не наоборот. Так записано в Минских соглашениях. Советую их перечитать тем, кто на них так любит ссылаться.

Мы поддерживаем усилия ОБСЕ в Контактной группе, а также работу Специальной мониторинговой миссии на Донбассе, которая выполняет функцию международного наблюдателя за исполнением сторонами – Киевом, Донецком и Луганском – Минских договоренностей, единственной основой урегулирования кризиса на Украине,  закрепленной в резолюции Совета Безопасности.

Надеемся, что итальянское председательство будет продолжать держать на контроле объективность работы СММ ОБСЕ, а также ориентировать представителей Организации в минской Контактной группе на развитие прямого диалога между участниками конфликта.

Г-н Председатель,

В заключение хотел бы вновь подчеркнуть, что Россия рассматривает ОБСЕ в качестве важного механизма строительства равной и неделимой системы общеевропейской безопасности и заинтересована в укреплении ее роли и авторитета. Убеждены, что для повышения востребованности Организации необходимо четко определиться с приоритетами ее деятельности, давно назрела и необходимость реформ. Речь идет о принятии Устава, правил работы исполнительных структур, наведении порядка и прозрачности во многих других вопросах.

Не будет преувеличением сказать, что укрепление ОБСЕ и достижение нынешней, зафиксированной на саммите в Астане в 2010 году, цели – формирования свободного, демократического и неделимого сообщества безопасности от Ванкувера до Владивостока – отвечает интересам всех государств-членов ООН.

Призываем не заниматься поиском мнимых угроз, а заняться настоящими. Их список хорошо известен. И вместе думать над обновленной, перспективной системой международной безопасности, которая строилась бы на принципах уважения интересов других стран, международном праве и ключевой роли Организации Объединенных Наций.

Благодарю Вас.