Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на первом заседании 12 раунда межправительственных переговоров по реформе Совета Безопасности ООН

3 февраля 2016 года


Г-жа Председатель межправительственных переговоров,

Признательны Вам за созыв сегодняшнего первого заседания в рамках 12-го переговорного раунда. Рассчитываем, что Ваша деятельность на этом непростом направлении будет способствовать восстановлению конструктивной атмосферы переговоров с целью выхода на взаимоприемлемые развязки. Позитивно оцениваем намеченную Вами программу работы.

Отмечаем предметный характер уже прозвучавших выступлений. Это обнадеживает.

Сегодняшнее заседание посвящено одному из пяти основных вопросов реформы СБ – взаимодействию между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей, которое  имеет определяющее значение для всей деятельности Организации.

Мы поддерживаем разумные и реалистичные предложения, которые направлены на повышение эффективности деятельности как Совета Безопасности, так и Генеральной Ассамблеи. При этом исходим из того, что любые реформенные нововведения должны основываться на строгом соблюдении распределения прерогатив между главными органами ООН, как это зафиксировано в Уставе.

Поэтому в деле поддержания международного мира и безопасности мы неизменно настаиваем на обязательности строгого выполнения соответствующих положений Устава о главной ответственности СБ в этой сфере. В частности, пункт 1 статьи 12 гласит: "Когда Совет Безопасности выполняет возложенные на него настоящим Уставом функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не запросит об этом".

Решения, порой принимаемые Генассамблеей в обход этого фундаментального положения, обладают сомнительной легитимностью. 

В то же время мы разделяем озабоченность многих делегаций тем, что Совет Безопасности порой вторгается в прерогативы других органов ООН. Нашим коллегам по Совету хорошо известно, что мы проявляем сдержанное отношение к инициативам рассмотрения в СБ тематических сюжетов, тем более "генерического" свойства. Считаем, что Совет должен сосредоточиваться на страновых сюжетах и на тех вопросах, по которым он может и должен принимать конкретные решения.

В последнее время в СБ участились случаи злоупотребления «формулой Арриа», когда на обсуждения выносятся вопросы, выходящие за пределы «круга ведения» Совета и по сути относящиеся к компетенции Генеральной Ассамблеи.

Не могу не отметить, что мой британский коллега только что по сути изолжил концепцию поглощения Советом Безопасности Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета, а заодно и Совета по Правам Человека. С такой всеохватной интерпретацией полномочий Совета Безопасности мы не согласны. Она приведет к бесконечным разговорам в СБ на различные темы и потере интереса к деятельности других важнейших органов ООН.

Сегодня вопросы эффективной координации СБ и ГА приобретают новое звучание в контексте приближающихся выборов нового Генсекретаря. Символично, что начало соответствующей работе положено совместным письмом председателей ГА и СБ. Процесс стал более транспарентным. При этом исходим из того, что выборы будут проводиться в строгом соответствии с положениями Устава, согласно которым Генсекретарь назначается Генассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

В вопросе взаимодействия между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей нам следует сосредоточиться не на "перетягивании каната" между ними, а на тех сферах, где реальное сотрудничество между двумя этими органами ООН не только возможно, но и необходимо. А таких областей немало. Возьмём, к примеру, столь актуальные сегодня вопросы повышения эффективности ооновского миротворчества и миростроительства. Есть поле для совместной деятельности и для решения стоящих перед ООН задач в сфере посредничества. Главное, чтобы сотрудничество между СБ и ГА осуществлялось на основе уважения их существующих прерогатив. От этого во многом будет зависеть успех.