Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на первом заседании 12 раунда межправительственных переговоров по реформе Совета Безопасности ООН
3 февраля 2016 года
Г-жа Председатель межправительственных переговоров,
Признательны Вам за созыв сегодняшнего первого заседания в рамках 12-го переговорного раунда. Рассчитываем, что Ваша деятельность на этом непростом направлении будет способствовать восстановлению конструктивной атмосферы переговоров с целью выхода на взаимоприемлемые развязки. Позитивно оцениваем намеченную Вами программу работы.
Отмечаем предметный характер уже прозвучавших выступлений. Это обнадеживает.
Сегодняшнее заседание посвящено одному из пяти основных вопросов реформы СБ – взаимодействию между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей, которое имеет определяющее значение для всей деятельности Организации.
Мы поддерживаем разумные и реалистичные предложения, которые направлены на повышение эффективности деятельности как Совета Безопасности, так и Генеральной Ассамблеи. При этом исходим из того, что любые реформенные нововведения должны основываться на строгом соблюдении распределения прерогатив между главными органами ООН, как это зафиксировано в Уставе.
Поэтому в деле поддержания международного мира и безопасности мы неизменно настаиваем на обязательности строгого выполнения соответствующих положений Устава о главной ответственности СБ в этой сфере. В частности, пункт 1 статьи 12 гласит: "Когда Совет Безопасности выполняет возложенные на него настоящим Уставом функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не запросит об этом".
Решения, порой принимаемые Генассамблеей в обход этого фундаментального положения, обладают сомнительной легитимностью.
В то же время мы разделяем озабоченность многих делегаций тем, что Совет Безопасности порой вторгается в прерогативы других органов ООН. Нашим коллегам по Совету хорошо известно, что мы проявляем сдержанное отношение к инициативам рассмотрения в СБ тематических сюжетов, тем более "генерического" свойства. Считаем, что Совет должен сосредоточиваться на страновых сюжетах и на тех вопросах, по которым он может и должен принимать конкретные решения.
В последнее время в СБ участились случаи злоупотребления «формулой Арриа», когда на обсуждения выносятся вопросы, выходящие за пределы «круга ведения» Совета и по сути относящиеся к компетенции Генеральной Ассамблеи.
Не могу не отметить, что мой британский коллега только что по сути изолжил концепцию поглощения Советом Безопасности Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета, а заодно и Совета по Правам Человека. С такой всеохватной интерпретацией полномочий Совета Безопасности мы не согласны. Она приведет к бесконечным разговорам в СБ на различные темы и потере интереса к деятельности других важнейших органов ООН.
Сегодня вопросы эффективной координации СБ и ГА приобретают новое звучание в контексте приближающихся выборов нового Генсекретаря. Символично, что начало соответствующей работе положено совместным письмом председателей ГА и СБ. Процесс стал более транспарентным. При этом исходим из того, что выборы будут проводиться в строгом соответствии с положениями Устава, согласно которым Генсекретарь назначается Генассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.
В вопросе взаимодействия между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей нам следует сосредоточиться не на "перетягивании каната" между ними, а на тех сферах, где реальное сотрудничество между двумя этими органами ООН не только возможно, но и необходимо. А таких областей немало. Возьмём, к примеру, столь актуальные сегодня вопросы повышения эффективности ооновского миротворчества и миростроительства. Есть поле для совместной деятельности и для решения стоящих перед ООН задач в сфере посредничества. Главное, чтобы сотрудничество между СБ и ГА осуществлялось на основе уважения их существующих прерогатив. От этого во многом будет зависеть успех.