Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании Совета Безопасности ООН по Гаити

Г-н Председатель,

Хотел бы начать свое выступление по мотивам голосования со слов поддержки в адрес Гаити и пожелания скорейшей устойчивой стабилизации в этой стране.

Не стану повторять то, что говорил неделю назад по этому поводу. Резюмирую только, что практически все выступавшие 3 апреля отметили обнадеживающее развитие ситуации в Гаити, упоминали возможность постепенного сворачивания миротворческой миссии и постепенной передачи полномочий правительству Гаити.

Аналогичные настроения содержатся в последнем докладе Генсекретаря о деятельности Миссии ООН по содействию правосудию в Гаити (MINUJUSTH) и были подтверждены Зам. Генсекретаря по миротворческим операциям Жан-Пьером Лакруа, после его поездки в страну.

Тем не менее, в ходе работы над проектом резолюции о продлении мандата Миссии мы с удивлением обнаружили, что авторы решили ужесточить ключевое положение документа, которое на протяжении миротворческого присутствия в стране с 2004 года оставалось неизменным.

Речь идет об упоминании в документе порядка применения Главы VII Устава ООН, которая предусматривает применение мер санкционного воздействия и военной силы. Из года в год уже на протяжении 14 лет миротворческое присутствие в стране работало по главе VII, однако ее применение было четко ограничено конкретными задачами обеспечения физической безопасности гражданского населения и самих миротворцев. Также как это делается и в других случаях, например, в резолюции Совета 2386 по Абьею (UNISFA), которую, кстати, тоже вносили наши американские коллеги. Новая же миссия в Гаити сфокусирована на оказании содействия правительству в укреплении собственного потенциала и наблюдении за правами человека.

В этом году, несмотря на все разговоры о скорой передаче функций Миссии принимающему правительству, ряд членов Совета решил усилить давление. И сделано это было в необъяснимой спешке: проект внесен «в синьку» более чем за неделю до истечения мандата Миссии. Почему авторы не использовали этот срок для обстоятельного обсуждения и поиска приемлемого консенсуса?

Хотелось бы поинтересоваться у сторонников такого подхода, каким образом изменилась ситуация с правами человека в стране, где уже давно нет вооруженного конфликта, изменилась так, что она вдруг стала представлять угрозу международному миру и безопасности? Или же это очередная попытка использовать Совет Безопасности для давления на суверенное государство? Очень похоже на очередную попытку спекуляций на тематике прав человека на важнейшей международной площадке, созданной исключительно для обсуждения наиболее опасных угроз международному миру. Ситуация в Гаити несомненно к таким не относится.

Напомню, неделю назад большинство этих государств выступали за укрепление национальной ответственности гаитян и важности взаимодействия Миссии с правительством страны. На деле же представленный проект игнорирует позицию Порт-о-Пренса по этому важнейшему вопросу, и об этом хорошо известно, поскольку совсем недавно состоялась поездка СБ в эту страну. Не можем не замечать и все более критическое отношение к ооновской Миссии со стороны населения Гаити. Считаем это крайне тревожным моментом, которому должно быть уделено приоритетное внимание.

Мы убеждены, что подобные подходы не будут способствовать эффективности работы Миссии. Уже видим соответствующие тревожные признаки. Хорошо, что о проблемах с взаимопониманием между главой Миссии и принимающей стороной знает Зам. Генсекретаря Ж.-П.Лакруа, который указывал на это в своем выступлении.

Есть и еще один весьма удручающий момент. Ряд делегаций, которые регулярно на публику выражают свою полную поддержку политике «нулевой терпимости» ООН к преступлениям сексуального характера, отказались содействовать ее реализации. В результате в проекте резолюции «за скобки» выносятся преступления, к которым причастны представители неправительственных организаций, аккредитованных при ООН. Это несмотря на то, что общество в Гаити отчаянно призывает международное сообщество обратить внимание на эту проблему. Мы не услышали внятных объяснений о том, с чем связаны такие двойные стандарты.

В связи с этим обращаемся к руководству Миссии и Секретариата ООН с просьбой информировать Совет об известных вопиющих случаях – необходимые инструменты для этого есть.

Г-н Председатель,

Исходя из того, что на столь ответственном для страны этапе международная поддержка крайне важна, мы не стали сегодня блокировать документ в его нынешнем виде – Миссия продолжит, в строгом соответствии со своим мандатом, оказывать содействие принимающей стороне в обеспечении верховенства закона и укреплении потенциала правоохранительных органов. В то же время поддержать предложенную резолюцию мы также не можем по озвученным мной причинам.

Настаиваем, что Глава VII Устава ООН, если она вообще применима к ситуации в Гаити, должна рассматриваться только в крайних случаях, когда речь идет о физической безопасности.

В завершение хотел бы обратить внимание, что, к сожалению, мы вновь стали свидетелями того, как в попытках оказать давление на всех вокруг без какого-либо повода, известные члены Совета подорвали еще один консенсус. Это при том, что сюжетов, где Совет выступает с единых позиций и так не слишком много.

На этот раз коллеги решили ужесточить позицию по стране, где ситуация развивается более или менее позитивно, Миссия ООН работает и есть надежда на ее постепенное сворачивание. Мы никак не можем разделить такой подход.

Как результат, вес сегодняшнего решения сильно упал. Стоило ли оно того? Может быть, стоило все-таки согласовать консенсусный текст резолюции, а не вносить его за неделю.

Как бы то ни было, мы выражаем Порт-о-Пренсу поддержку и заверяем, что Россия продолжит способствовать тому, чтобы результатом работы Совета Безопасности становились подлинная нормализация обстановки в Гаити, укрепление суверенитета и самостоятельности страны.

Благодарю Вас.