Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Р.Г.Кашаева на пленарном заседании 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН при рассмотрении проекта резолюции А/73/L.66 


Г-жа Председатель,

Российская Федерация поддерживает принятие Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции.

Этот компромиссный документ охватывает многие аспекты международной миграции, включая гуманитарную составляющую, проблематику развития, прав человека, борьбу с преступностью.

Рассчитываем, что Глобальный договор станет основой долгосрочного всестороннего международного сотрудничества, направленного, в том числе, на создание каналов для законной миграции и механизмов эффективного контроля за миграционными процессами, развитие инструментов противодействия нелегальной миграции, включая реадмиссию, а также борьбу с преступлениями в миграционной сфере.

Не менее важно содействовать созданию в государствах массового исхода населения устойчивых предпосылок для налаживания мирной жизни и возвращения людей на родину. Очевидно, что устранение многих причин миграционных проблем лежит в плоскости политического урегулирования в государствах исхода мигрантов, а также содействия таким странам в социально-экономическом развитии и государственном строительстве.

Необходимо сделать все для того, чтобы исключить возможность проникновения в страны приема мигрантов террористов и иных преступников вместе с людьми, реально нуждающимися в помощи. Следует сообща работать и над искоренением ксенофобии, социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды по отношению к мигрантам.

Вновь выражаем неприятие нами концепции «разделения ответственности», которая в существующем виде предполагает только разделение бремени по приему вынужденных мигрантов странами, которые зачастую не имели никакого отношения к причинам массового исхода людей. Мы против того, чтобы переложить все тяготы на чужие плечи в то время как нынешняя сложная миграционная ситуация во многом является следствием безответственного вмешательства во внутренние дела суверенных государств Ближнего Востока и Северной Африки. В этой связи страны, активно участвовавшие в таком вмешательстве, должны нести первоочередную и наибольшую ответственность, в том числе за миграционные последствия.

Считаем также неуместным упоминание деятельности и рекомендаций Повестки по защите лиц, перемещенных за пределы национальных границ в контексте стихийных бедствий и изменения климата, и Платформы по перемещению людей в результате стихийных бедствий. На сегодняшний день отсутствуют достоверные и универсально признанные научные данные, позволяющие говорить о прямой зависимости между изменением климата и перемещением людей, а также главенстве экологических факторов, вынуждающих к перемещению. Кроме того, деятельность Платформы не пользуется поддержкой всех стран, а ее выводы не получали одобрение под эгидой профильной площадки – Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Конечно, Глобальный договор не является юридически обязывающим документом и не налагает на присоединившиеся к нему страны обязательств правового и финансового характера.

Вместе с тем Глобальный договор задает определенный вектор в развитии современных взглядов и подходов к проблематике международной миграции, формирует очертания универсального подхода к этой проблеме.

В рамках международного сотрудничества и на внутригосударственном уровне предстоит выработать конкретные механизмы реализации положений Глобального договора с учетом национальных интересов его участников, в том числе в области безопасности и приоритетного обеспечения интересов собственных граждан.

В этой связи следует отметить, что Российская Федерация уже активно начала такую работу.

31 октября текущего года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным утверждена обновленная Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации.

Концепция содержит ряд положений, реализующих принципы и цели Глобального договора. В частности, предусмотрено, что:

- Россия должна сохранять открытость для иностранных граждан, которые рассматривают ее в качестве страны с благоприятными условиями для удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей;

- правила въезда в Россию, получения права на пребывание (проживание) и трудовой деятельности в Российской Федерации, в том числе в целях осуществления трудовой деятельности должны быть простыми, понятными и прозрачными;

- мигранты, независимо от миграционного статуса, уровня доходов и иных обстоятельств должны иметь равные возможности для получения государственных услуг в сфере миграции, в том числе информационные;

- административные процедуры необходимо оптимизировать, в том числе за счет широкого использования современных цифровых технологий, чтобы устранить условия для коррупции, снизить вероятность технических ошибок, сократить временные, организационные и финансовые издержки всех участников процесса.

Мы открыты к сотрудничеству со всеми государствами по этой важной проблематике.

Благодарю Вас.