Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.Д.Акжигитова в ходе Совещания высокого уровня по миграции и развитию

Г-жа Председатель,

Миграция является одним из актуальных вызовов, но одновременно и драйвер в области социально-экономического развития стран и регионов мира.

Убеждены, что ключевой задачей при рассмотрении миграционной проблематики через призму развития должен стать поиск механизмов оптимизации и контроля над процессами миграции для повышения их позитивного вклада в социально-экономической сфере при учете национальных интересов и приоритетов. Рассчитываем, что принятый недавно Глобальный договор о  безопасной, упорядоченной и легальной миграции будет способствовать достижению этих целей.

Российская Федерация поддержала принятие Глобального договора. Исходим из того, что этот документ, не имея обязательной юридической силы, будет стимулировать формирование скоординированного подхода  к оценке потенциала и вызовов современной миграции.

Г-жа Председатель,

Основные тренды глобальных миграционных процессов характерны и для Российской Федерации. Мы отмечаем интенсификацию внутренней миграции и ее сосредоточение вокруг экономических центров роста, а также в приграничных зонах. Не сокращается и поток международных мигрантов.

В Российской Федерации принята «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы», которая содержит целый ряд положений, перекликающихся с принципами и целями Глобального договора о миграции, в том числе в контексте развития.

Одной из целей миграционной политики Российской Федерации в области развития является привлечение необходимых для роста экономики страны дополнительных трудовых ресурсов. Эти меры дополняют национальную политику в области народонаселения, ориентированную на естественный прирост населения.

Немаловажным является и социально-культурная составляющая миграционной политики. Создаются дополнительные условия, способствующие добровольному переселению соотечественников, а также механизмы адаптации различных категорий иностранных граждан при участии общественных образовательных, культурных и спортивных организаций.

Исходим из того, что одной из первостепенных задач любого государства должно быть обеспечение эффективности миграционной политики за счет повышения качества правового регулирования и практического применения миграционного законодательства. В современных условиях возрастает необходимость расширения сотрудничества со странами происхождения мигрантов, внедрения новых технологий учета и контроля пересечения границ, оценки и прогнозирования изменения миграционной ситуации, предоставления государственных услуг в сфере миграции. Все это должно стимулировать развитие легальной миграции.

В меняющихся условиях все большее значение играет привлечение высококвалифицированных мигрантов, создание  возможностей для передачи опыта и их профессионального роста. В этой сфере позитивную роль может играть расширение сотрудничества по линии образовательных обменов.

Г-жа Председатель,

Российская Федерация придает большое значение развитию международного сотрудничества в миграционной сфере.

В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Россия совместно с партнерами работает над поиском инновационных форм взаимодействия для эффективного управления миграцией. Договор о ЕАЭС позволил вывести сотрудничество государств-членов в сфере трудовой миграции и социальной защиты на более качественный уровень, создал условия для  эффективного регулирования трудовой миграции в региональном масштабе.

Исходим из того, что оказывая развивающимся странам финансово-техническую помощь в достижении ЦУР, Россия способствует упорядочению потоков миграции, и, следовательно, предотвращению появления связанных с ней проблем. Кроме того, российские проекты в социальной сфере включают в число реципиентов-мигрантов и членов их семей.

Так, Россия ежегодно выделяет в фонд Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) более 30 млн. долл. Немалая часть этих средств идет на финансирование проектов по развитию устойчивых систем школьного питания в Армении, Киргизии и Таджикистане, в том числе в самых отдаленных и труднодоступных районах этих государств. Усматриваем в этом весомый «накопительный» эффект, при котором сегодняшние учащиеся школ из зачастую самых необеспеченных семей как раз из «группы миграционного риска» завтра станут основой развития своих районов, поселков и сел.

Миграционная составляющая учитывается и в проектной деятельности по линии региональных экономических комиссий. Ежегодно Россия вносит в бюджеты Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) и Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН по 1,2 млн долл. соответственно. В период 2013-2016 гг. по линии ЭСКАТО при нашей поддержке успешно осуществлялись тематические проекты, охватывавшие субрегион Северной и Центральной Азии, в рамках которых были выработаны рекомендации в сфере совершенствования управления миграционными потоками и расширения социально-экономических преимуществ миграции.

В заключение хотели бы обратить внимание на то, что летом 2018 г. Россия выступила с инициативой по содействию добровольному возвращению сирийских беженцев, для реализации которой необходима международная поддержка. Исходим из того, что возвращающиеся на родину сирийцы внесут весомый вклад в созидательную работу по восстановлению и развитию своей страны. Одновременно будет снижаться нагрузка с государств, принявших у себя значительное количество беженцев и вынужденных мигрантов из Сирии.

Благодарю за внимание.