Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по пункту повестки дня «Поддержание международного мира и безопасности» (Вызовы безопасности Средиземноморскому региону)

Г-н Министр,

Признательны итальянской делегации за инициативу по созыву сегодняшнего мероприятия. Полагаем, что его формат позволяет в новом ракурсе взглянуть на вызовы и угрозы глобальным миру и безопасности, в т.ч. через призму обстановки в Средиземноморском регионе. Благодарим Генерального секретаря за содержательный доклад в этой связи.

Регион Средиземного моря, действительно, сталкивается с целым рядом проблем, порожденных кризисными ситуациями в окружающих его странах, а также за пределами региона.

Фиксируется рост террористической угрозы, все масштабнее становится размах деятельности трансграничной организованной преступности, зачастую осуществляемой в тесной связке с террористами. Не спадают волны мигрантов, которые стремятся покинуть родные места, чтобы найти лучшую долю на новой родине.

В то же время было бы неправильно говорить о том, что эти тревожные тенденции связаны исключительно с районом Средиземного моря. Их негативное влияние ощущается глобально. Мир стал настолько взаимозависимым, что кризисное событие в одной точке земного шара вызывает цепную реакцию, распространяясь далеко за ее пределы. Оградиться от этого в эпоху глобализации, к сожалению, не получится: ни путем возведения заборов на границах, ни отправкой вооруженных сил.

Такие условия диктуют один единственно возможный способ ответа на данные угрозы со стороны международного сообщества. Необходимо объединить усилия на основе честного партнерского взаимодействия с целью урегулирования конфликтных ситуаций на пространстве Ближнего Востока, Северной Африки и Сахаро-Сахельского региона, которые стали катализатором обвальной дестабилизации Средиземноморья, а также бескомпромиссного противостояния теругрозе. К этому мы призываем уже долгое время.

Г-н Министр,

Одной из заявленных целей сегодняшнего брифинга является поиск первопричин, повлиявших на формирование разноплановых угроз безопасности Средиземноморья. Считаем, что такая постановка вопроса в целом заслуживает поддержки. С самого начала так называемой «Арабской весны», запустившей череду разрушительных процессов на Ближнем Востоке и Севере Африки, Россия неоднократно предлагала Совету Безопасности провести обстоятельный анализ произошедшего и извлечь уроки на будущее. Между тем, этот печальный, но ценный опыт остался для многих невостребованным.

Зато ростом нестабильности в регионе ловко воспользовались экстремистские и террористические группировки. «Аль-Каида в Исламском Магрибе», «Боко Харам», «Аш-Шабаб», африканские ячейки ИГИЛ и прочие поспешили заполнить вакуум власти, созданный не без помощи внешних сил.

Разделяем озабоченность беспрецедентным ущербом, который они нанесли и продолжают наносить объектам культурного наследия, направляя доходы от торговли предметами, имеющими историческую и культурную ценность, на свои террористические нужды. Исходим из того, что эта проблема, а также тема торговли людьми будут более подробным образом рассмотрены в ходе отдельных заседаний Совета в этом месяце.

Буквально вчера мы обсуждали ситуацию в Ливии, отсутствие стабильности в которой является ключевым элементом региональной мозаики безопасности. Мы услышали тревожные оценки политической обстановки, многие высказывали обеспокоенность медленной реализацией Плана действий спецпредставителя Г.Саляме.

Однако практически никто не упомянул о первопричинах кризиса в Ливии. Только представитель Боливии не забыл напомнить нам (и мы ему благодарны за это), что корни ливийских проблем уходят к вооруженной интервенции, предпринятой в 2011 году странами НАТО для смены неугодного режима в нарушение положений международного права.

В результате радикальные группировки, которых еще недавно использовали для свержения М.Каддафи, получили доступ к оружейным арсеналам, об опасности чего мы заблаговременно предупреждали. Это предопределило дальнейшее развитие ситуации далеко за пределами ливийских границ, прежде всего в Сахаро-Сахельской зоне и Средиземноморье.

Не следует заблуждаться, полагая, что террористов можно использовать для достижения каких-либо политических целей – например, для смены режима в Триполи, Дамаске или где-то еще, – а затем рассчитывать, что они сами пройдут «курсы дерадикализации» и интегрируются в мирное общество.

Конечно, они принимают финансовую, военную и любую другую помощь. Но повернутся спиной к своим спонсорам, как только сочтут нужным. Мы уже видели это в Афганистане в случае с «Аль-Каидой» и увидим снова. В таких условиях недопустимо закрывать глаза на проявления радикализации, а уж тем более попустительствовать им.

Г-н Министр,

Не разделяем подходы к нарушениям прав человека как к главной предпосылке возникновения вооруженных конфликтов, а к правозащитной деятельности – как к ключевому инструменту их предотвращения. Как показывает практика, зависимость тут обратная – только урегулирование конфликтов ведет к улучшению ситуации с правами человека.

Бездумная интервенция, в том числе под лозунгами защиты прав человека, приводит к коллапсу государственности, гуманитарным катастрофам, гражданским войнам, подъему терроризма и вызывает таким образом массовые потоки вынужденных переселенцев.

Полагаем, что государства, активно участвовавшие в таком вмешательстве, должны осознать свою первоочередную ответственность за оказание помощи беженцам и вынужденным мигрантам, ставшим жертвами их действий.

Разделяем озабоченности в связи с гибелью беженцев и мигрантов, которые избирают опасный путь в поисках лучшей жизни, спасаясь от террористической угрозы, преследований, конфликтов, нестабильности и бедности.

Важно понимать, что долгосрочное решение проблем лежит в плоскости политического урегулирования в государствах исхода беженцев. Миллионам людей и целым народам нужны мир, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Главное, что поможет достичь устойчивого снижения остроты проблемы беженцев, – установление прочного мира в Сирии, Ливии и других охваченных конфликтами странах.

Необходимы комплексная борьба с преступными организациями, занимающимися контрабандой людей, совершенствование и укрепление механизмов управления миграционными процессами и развитие международного сотрудничества в области миграции.

Следует и далее наращивать содействие государствам исхода в области социально-экономического развития. Не снижается актуальность задачи противодействия проявлениям расизма и ксенофобии в отношении беженцев и мигрантов.

Г-н Министр,

Очевидным остается факт, что для обеспечения безопасности, развития и стабильности в регионе требуется параллельно с мерами контртеррористического характера укреплять государственные институты, обеспечивать системное экономическое и социальное развитие, повсеместное уважение прав человека и соблюдение верховенства права. Необходимо добиваться повышения отдачи от уже имеющихся механизмов. Так, например, потенциал Комплексной стратегии ООН для зоны Сахеля еще не раскрыт в полной мере.

Если ответ на угрозы в Средиземноморье не будет по-настоящему коллективным, волны нестабильности продолжат распространяться из кризисных очагов. Необходимо прекратить двойную игру, отказаться от заигрываний с радикалами.

Мы готовы к открытому сотрудничеству со всеми партнерами в интересах предотвращения разрушительного развития событий в Средиземноморском регионе. Россия проводит ясную политику, у нас нет скрытой повестки дня.

Благодарю Вас.