Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по ситуации в Косово

Благодарю Вас, г-н Председатель,

Прежде всего, хотели бы поблагодарить наших экватогвинейских коллег за их принципиальную позицию и включение заседания по Косово в февральскую программу работы Совета для того, чтобы обсудить ситуацию в крае и вышедший 31 января очередной доклад Генсекретаря о выполнении резолюции 1244 СБ ООН.

Приветствуем участие в заседании первого Вице-премьера и Министра иностранных дел Сербии Ивицы Дачича и разделяем высказанные Вами, уважаемый г-н Министр, серьезные озабоченности положением дел в Косово.

Также благодарим Спецпредставителя Генсекретаря, главу Миссии ООН по делам временной администрации в Косово Захира Танина за информативный брифинг о ситуации в крае. Позитивно оцениваем работу Миссии. Поддерживаем Вас, г-н Танин, и Ваши усилия. Внимательно выслушали выступление г-жи В. Читаку.

Г-жа Читаку сказала, что никак не может понять, зачем мы здесь сегодня. Я сейчас Вам объясню. Более того, г-жа Читаку, читавшая нам очередной памфлет (в котором я, кстати, не услышал ни одного ответа по существу на справедливые, серьезные претензии, которую высказывал в адрес Косово вице-премьер Дачич), г-жа Читаку назвала заседание Совета Безопасности «шарадой». Спасибо за оценку заседания Совета Безопасности. Ну уж коль вы считаете заседание СБ «шарадой», у вас есть полная свобода выбрать не приходить на эти заседания, на которые, кстати говоря, вас приглашают.

Мы не приемлем линии западных спонсоров Приштины на исключение косовской темы из повестки дня СБ ООН. За словами: «недавно обсуждали», «обсуждать нечего», «ситуация спокойная», «зачем так часто?» просматривается стремление скрыть от международного сообщества правду о реальной ситуации в крае и о закулисных играх вокруг Косово. Это же относится и к призывам стратегической оценки.

Напомним, что в соответствии с резолюцией 1244 главной площадкой для международного диалога по Косово был и остается Совет Безопасности ООН. Данная проблема с учетом ее обострения должна находиться под плотным контролем СБ и выноситься на его рассмотрение в соответствии с устоявшейся практикой – в формате открытых брифингов.

Ситуация в крае крайне нестабильная и в любой момент может выйти из-под контроля. Кстати, аналогичные оценки содержатся и в полугодовом докладе главы Миссии ОБСЕ в Косово, озвученные на днях на заседании Постсовета ОБСЕ.

Косово остается главным очагом нестабильности и источником конфликтного потенциала в балканском регионе. Власти в Приштине взяли курс на обострение кризиса, что угрожает возобновлением насилия и войны. Отмечаем все больше признаков того, что косовоалбанское руководство через 20 лет после варварских бомбардировок НАТО союзной Республики Югославии и 10 лет односторонней «независимости» выходит из-под контроля тех западных стран, кто эту «самостийность» проектировал. Вопрос можно поставить иначе: смогло бы «приштинское руководство» вести себя таким образом без попустительства извне? Ответ очевиден.

В отчетный период Приштиной была предпринята целая серия провокаций против Сербии и населяющих автономный край сербов. «Правительство» Косово в нарушение обязательств, вытекающих из Центрально-европейского соглашения о свободной торговле, объявило о введении против товаров из Сербии и Боснии и Герцеговины пошлин в размере 100%. Меры действуют до сих пор, несмотря на призывы Президента Сербии А.Вучича в том числе и здесь, в этом зале. Не подкрепленные никакими конкретными шагами неубедительные требования США и Евросоюза их отменить в Приштине попросту игнорируют.

В дополнение к этому 14 декабря 2018 г. т.н. «парламент» принял решение о трансформации Сил безопасности Косово в полноценную косовскую «армию», чем грубо нарушил положения резолюции СБ ООН 1244.  Данная резолюция, как вновь подчеркнул Генеральный секретарь, остается основополагающим международно-правовым актом косовского урегулирования. Она содержит абсолютно четкое требование о демилитаризации любых вооруженных групп косовских албанцев и допускает нахождение на территории Косово исключительно многонациональных контингентов под международным контролем. Исходя из этой логики, если Приштина создает вооруженные силы, СДК должны будут их разоружить. Но, напротив, те, кто должен этому препятствовать, всеми силами этому способствуют и поощряют создание «армии».

Западные кураторы пытаются обелить Приштину, толкуя, что решение-де не меняет сути Сил безопасности Косово. На деле речь идет об увеличении их численности вдвое, создании резервов, а главное – подмене существа этой структуры, до последнего времени выполнявшей функции гражданской обороны. При содействии США и ряда стран НАТО ведется форсированная подготовка косовоалбанских военных, наращивается поставка им оружия и техники. Гарантий, что т.н. «вооруженные силы» Косово, состоящие во многом из террористов «Освободительной армии Косово», не будут в дальнейшем использованы против сербского населения на севере края, никто не даст.

Серьезные опасения вызывают призывы с косовоалбанской стороны к «объединению» Северной и Южной Митровицы. В нынешней напряженной ситуации любое движение в этом направлении может стать, как у нас говорят, «искрой, из которой разгорится пламя».

Вполне очевидно, что принятые в Косово решения – звенья одной цепи. Цель – запугать сербское население края, лишить перспектив. Причем все это происходит на фоне пропагандистского шума о создании в крае «полиэтнического общества».

В свете заангажированной линии наших партнеров вполне закономерной видится импотенция посреднических усилий ЕС в диалоге между Белградом и Приштиной. Усилия, на которые, как на путеводную звезду, ссылались наши партнёры. Показательный пример: шестой год нет продвижения в реализации ключевой договоренности о формировании Сообщества сербских муниципалитетов Косово. Брюссель не в состоянии добиться этого от Приштины. Реакции на откровенный саботаж косовоалбанцами своих обязательств не слышно. Вместо этого звучат невнятные призывы, обращенные почему-то к «двум сторонам» к нормализации отношений, которые только усиливают у одной стороны ощущение вседозволенности, провоцируют к максималистским, не предполагающим компромиссных развязок подходам.

Российская позиция по Косово последовательна. Мы выступаем за достижение Белградом и Приштиной жизнеспособного,  взаимоприемлемого и устойчивого решения на основе резолюции СБ ООН 1244. Данное решение должно быть справедливым, соответствовать международному праву и получить одобрение Совета Безопасности ООН. Форсирование так называемой «окончательной нормализации» между Белградом и Приштиной, увязывание ее с какими-либо искусственными сроками считаем деструктивным. Если мы хотим добиться стабильности в балканском регионе, то должны уметь находить компромиссы. Когда в рамках этой работы решения найдены, их надо выполнять, а не саботировать. Это касается прежде всего Сообщества сербских муниципалитетов Косово.

Серьезно беспокоят звучащие из Приштины вопиющие по безответственности заявления в адрес МООНК. Заявление «премьер-министра» Косово Рамуша Харадиная, что его «правительство» прекращает сотрудничество с Миссией – это вопиющее нарушение резолюции 1244. У меня здесь, в выступлении, был вопрос: «Мне будет интересно послушать, какую оценку этому дадут наши западные партнеры? Или они предпочтут его проигнорировать, опять сделав вид, что ничего не произошло?». Я внимательно слушал выступление наших коллег, но собственно ответ я знал заранее – никто из них даже не упомянул об этом.

Нет никаких результатов и в работе Спецсуда по расследованию преступлений боевиков «освободительной армии Косово», включая похищения и убийства людей с целью изъятия у них органов. Обратило на себя внимание интервью сербской газете «Вечерне новости» бывшего депутата Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) швейцарца Д.Марти – автора доклада «О расследовании обвинений в негуманном отношении к людям и незаконной торговле человеческими органами в Косово». Там есть интересные факты.

Так, бывший американский прокурор Спецсуда в Гааге К.Уильямсон в июле 2014 г. сообщил, что итоги расследования согласуются с сутью выводов швейцарца, но сразу же – странно – после этого почему-то подал в отставку. После него назначен уже третий прокурор, но «воз и ныне там».

По словам Д.Марти, «непостижимо, нелепо и сомнительно» с этической точки зрения, что бывший обвинитель МТБЮ Дж.Найс теперь ангажирован для защиты косоваров в Спецсуде. Наиболее примечательная мысль Д.Марти – вполне возможно, что причастные к преступлениям косовоалбанские лидеры так и не понесут ответственности. На наш взгляд, это характеризует как реальное состояние и потенциал Суда, так и прослеживающуюся в его работе тенденцию.

В этой связи подчеркиваем, что недвусмысленные сигналы докладчика ПАСЕ Д.Марти требуют адекватной реакции международного сообщества. На кону репутация международного правосудия и Евросоюза в качестве гаранта выполнения Спецсудом своих функций. Лица, замешанные в тягчайших преступлениях, включая незаконную торговлю человеческими органами, должны понести суровое наказание – независимо от того, какие посты они сейчас занимают в Приштине. «Замотать» данную тему мы не позволим и будем акцентировано ставить ее и впредь. Попутно заметим, что позиция наших западных партнеров в отношении Спецсуда лишь подтверждает наличие у них многоуровневых стандартов применительно к международному правосудию.

Край по-прежнему остается комфортной зоной для рекрутирования радикалов, туда бегут террористы-возвращенцы из Сирии и Ирака. К сожалению, с каждым годом все меньше и меньше возвращающихся в край беженцев и ВПЛ. Повседневное явление представляют собой преступные действия против сербов и их имущества, причем виновные нередко избегают наказания.

Продолжается узурпация косовоалбанцами собственности Сербской православной церкви (СПЦ). Вновь обращаем внимание, что церковь Иоанна Предтечи и часовня св.Параскевы Пятницы в г.Печ уже не числятся в местных кадастровых документах в качестве собственности СПЦ. Предпринимаются попытки незаконного строительства в охраняемой зоне возле храмов и монастырей, находящихся под защитой ЮНЕСКО. Косово, напомню, пыталось получить членство в ЮНЕСКО. В этом же контексте рассматриваем и принятие на днях косовским т.н. «парламентом» нового устава горно-металлургического комбината «Трепча» на сербонаселенном севере края, предполагающего противоправное отчуждение этого сербского госпредприятия, от функционирования которого зависит существование тысяч семей в этом районе.

Видим настойчивые попытки косовских властей при поддержке ряда государств вступить в различные международные организации. Подтверждаем нашу неизменную позицию, что участие Приштины в многосторонних структурах возможно лишь посредством МООНК. Иное будет грубо противоречить положениям резолюции СБ ООН 1244.

Обращаем внимание Секретариата ООН на необходимость тщательно отслеживать развитие ситуации, которая, как показывают вышеизложенные факты, требует взыскательного международного пригляда, который и должен осуществлять Совет Безопасности ООН.

Благодарю за внимание.