Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации С.Ю.Кузьменкова в ходе заседания ЭКОСОС по вопросам координации и управления по пункту 19 (f) 
«Права человека: доклад Комитета по экономическим, социальным 
и культурным правам по итогам его работы в 2017 г.» (Нью-Йорк, 12-14 июня 2018 г.)

Г-н Председатель,

Хотели бы воспользоваться данной возможностью, чтобы прокомментировать заключительные замечания Комитета по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП) по итогам рассмотрения в сентябре 2017 г. на его 62-й сессии шестого периодического доклада Российской Федерации о выполнении положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Несмотря на проводимую Комитетом работу по оптимизации своей деятельности, модальности и алгоритм рассмотрения национальных докладов требуют, по нашему мнению, дальнейшей корректировки. Так, значительное время в ходе диалога, которое можно было бы потратить на предметное обсуждение реализации конкретных статей Пакта, уходит на общетеоретические вопросы.

Озабоченность по-прежнему вызывает чрезмерное доверие экспертов КЭСКП информации, предоставляемой неправительственными организациями как в формате так называемых альтернативных докладов, так и в ходе встреч в преддверии «защиты». Зачастую подобные сведения являются непроверенными и, на деле, дают искаженное представление о происходящем на местах. К сожалению, именно на основе таких недостоверных данных были сделаны рекомендации, содержащиеся в пунктах 15(b)(c)(e), 47, 49 и 57(b)(d) заключительных замечаний КЭСКП о положении в Российской Федерации коренных народов, в частности шорского народа, цыган, а также представителей секс-меньшинств.

Кроме того, предоставленные делегацией разъяснения не были учтены при выработке заключительных замечаний по пунктам 6 (применение статей Пакта национальной судебной системой и подготовка государственных кадров), 8 (деятельность НПО), 10 (ущемление прав крымских татар и этнических украинцев), 31 (принятие законодательных мер о минимальном размере труда), 35 (обеспечение права на забастовку), 37 (предоставление социального обеспечения) и 41 (положение детей в спецучреждениях).

Не можем согласиться с многочисленными отсылками в заключительных рекомендациях к различным замечаниям общего порядка КЭСКП, содержащимся в пунктах 6, 13, 23, 25(е), 27, 29, 31, 33(е), 47(d), 51(g), 55 и 57(e). Российская Федерация в ходе совещаний председателей конвенционных органов, а также в рамках совещаний и конференций государств-участников международных договоров неоднократно подчеркивала, что замечания общего порядка являются лишь частным мнением экспертов и не могут налагать на государства какие-либо новые обязательства в дополнение к тем, которые они на себя взяли при ратификации или присоединении к соответствующему международному договору, если только государство в добровольном порядке об этом не заявит. Учитывая изложенное, официально заявляем, что в ходе подготовки периодических докладов по выполнению положений Пакта будем и впредь руководствоваться исключительно статьями данного международного договора.

Неуместной, на наш взгляд, является также практика включения в заключительные замечания рекомендаций по спорным темам, по которым международное сообщество не выработало единого подхода. В частности, это относится к пунктам 23, 53, 57(b) заключительных замечаний, касающихся недискриминации на основе сексуальной ориентации и гендерной идентичности и притеснений в отношении так называемых работников сферы сексуальных услуг.

Хотели бы подчеркнуть неприемлемость навязывания государствам тем, которые противоречат их государственной политике и идут вразрез с устоями общества. В частности, это относится к вопросам использования опиоидной заместительной терапии (пункт 51(d), а также отмены уголовной ответственности за хранение наркотиков для личного потребления (пункт 51(а).

Кроме того, считаем, что заключительные замечания КЭСКП не должны включать в себя пассажи, которые не являлись предметом обсуждения в ходе рассмотрения доклада. Это касается пунктов 15 (f) и 61 о ратификации Международной конвенции о защите всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений и Конвенции МОТ № 169 о коренных народах, ведущих племенной образ жизни.

Неуместно, на наш взгляд, увязывать статью 11 Пакта с вопросом изменения климата (пункт 43), который, кстати, также не поднимался в ходе диалога с экспертами.

С учетом изложенного, Российская Федерация оставляет за собой право при осуществлении последующих действий по реализации положений Пакта руководствоваться национальными интересами в контексте выполнения рекомендаций КЭСКП, содержащихся в ряде упомянутых выше пунктов заключительных замечаний. 

Благодарю за внимание.