Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН С.Б.Кононученко по поводу представления доклада Генерального секретаря по совершенствованию системы развития ООН

Г-н Председатель,

Благодарю Генерального секретаря за проведенную презентацию. Мы внимательно ознакомились с докладом, который, к сожалению, вселил в нас не столько надежду, сколько серьезную обеспокоенность за будущее системы развития.

Содержащиеся в докладе выводы и рекомендации по большей части выходят за рамки мандата, согласованного странами-членами в Четырехлетнем обзоре оперативной деятельности системы ООН в целях развития (ООД, Обзор). На наш взгляд, налицо попытка существенно ослабить контроль над системой развития со стороны стран-членов, а порой и пренебрежение принципом руководящей роли национальных правительств. Это отражается как на весьма вольной интерпретации положений Повестки дня устойчивого развития до 2030 г., так и самого ООД.

Список вопросов к докладу довольно обширный. Остановлюсь на наиболее принципиальных моментах.

1. В резолюции ГА 71/243 государства договорились провести избирательную настройку СР с целью укрепления прозрачности, слаженности и подотчетности странам-членам. Ни о какой реформе, тем более тотальной, речи не шло.

В этой связи мы всерьез озабочены представленными рекомендациями по слиянию содействия развитию с гуманитарной деятельностью и сопутствующим навязыванием не согласованных на межправительственном уровне «Новых методов работы» («New Ways of Working»). Не считаем уместной также попытку внедрения проблематики предотвращения конфликтов в деятельность системы развития. Это противоречит первому руководящему принципу Обзора, прямо предписывающему системе «реагировать на потребности стран в осуществлении программ в области развития».

2. Представляются недостаточно обоснованными предложения по учреждению новых органов: «управляющего комитета» и независимого управления по оценке при канцелярии ГС. Суть установок ООД заключалась в укреплении подотчетности и эффективного взаимодействия существующих подразделений со странами-членами, установлении прозрачных и понятных методов работы, а не в дальнейшей бюрократизации и усложнении организационной структуры.

Какие кадровые и бюджетные последствия будут предполагать эти шаги? Почему вопросы координации и оценки нельзя наладить на базе существующих подразделений, таких как Координационный совет руководителей системы ООН (КСР), Группа ООН по оценке (ЮНЕГ), Объединенная инспекционная группа?

3. Доклад акцентирует пробелы в практической работе СР в контексте ЦУР: вода и санитария, доступная и чистая энергия, ответственное производство и потребление, промышленность, инфраструктура и защита окружающей среды. Вместе с тем ни одной существенной рекомендации не приводится.

Одновременно системе развития продолжают упорно навязывать работу в сфере прав человека и сохранения мира (sustaining peace).

4. Отдельно хотел бы остановиться на неоправданном расширении полномочий Секретариата ООН. Хотя в ООД нет ни единого мандата по данному вопросу, эти рекомендации составляют львиную долю представленного доклада.

Прежде всего это касается передачи председательства в Группе развития ООН первому заместителю Генсекретаря. Вместе с пересмотром принципов формирования страновых команд, а также предложенной линией на трансформацию резидентов-координаторов (РК) из оперативных организаторов в политических деятелей, рассматриваем данную рекомендацию как шаг к централизации управления деятельностью системы развития. По сути, это отказ от нейтрального и универсального характера действующего механизма принятия решений в СР, создание легального инструмента для утверждения политически мотивированных стандартов оперативной деятельности в обход согласования со странами-членами.

Основополагающий принцип ООД - руководящая роль национальных правительств в области устойчивого развития. Это распространяется как на определение национальных приоритетов, стратегию и политику в области развития, так и на вплотную связанные с этим вопросы формирования страновых команд, методов их взаимодействия с правительством и формулирования их конечных задач, в том числе Рамочных программ ООН по оказанию помощи в целях развития (ЮНДАФ).

Помимо этого ООД подтвердил, что РК являются достоянием всей системы развития ООН, а, значит, любые вопросы по возможному пересмотру их профиля, процесса отбора и оценки должны рассматриваться и утверждаться исключительно на базе консенсуса стран-членов. В случае несоблюдения этого принципа последствия могут быть плачевными – вплоть до полной утраты доверия со стороны программных стран.

5. Недостаточно проработаны и предлагаемые нововведения на уровне штаб-квартиры. Конкретно это касается слияния в единый Исполсовет всех руководящих органов агентств ООН на Нью-Йоркской площадке. Даже если не принимать во внимание неправомерность вмешательства Секретариата ООН в работу советов, различия в их членском и численном составе, и, тем более, специфику мандатов отдельных организаций, эффективность этого шага более чем сомнительна.

Г-н Генеральный секретарь,

Установки ООД недвусмысленно предполагают укрепление прозрачности, подотчетности и подконтрольности СР странам-членам. Государства определили систему развития как нейтрального, объективного и пользующегося доверием партнера, а не проводника норм и стандартов, удобных для узкого круга заинтересованных элементов системы. Предполагалось, что именно партнерский профиль СР будет усилен при формулировании настоящего доклада.

Однако представленные в докладе рекомендации не учитывают реальные потребности стран-получателей в тематических услугах системы развития ООН. Его выводы большей частью умозрительны, нарушают существующий хрупкий баланс и выходят за рамки как установок ООД, так и проблематики содействия устойчивому развитию в целом. Вряд ли подобным весьма спорным видением имеющихся ресурсов и возможностей СР можно будет руководствоваться для разработки эффективных предложений по совершенствованию ее работы.

Благодарю за внимание.