Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на заседании высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН по случаю Международного дня борьбы за полную ликвидацию ядерного оружия
Г-н Председатель,
В последнее время все громче звучат голоса тех, кто считает, будто в области ядерного разоружения ничего на практике не делается и доминирует один сплошной застой. Мы с такими упреками в корне не согласны, поскольку такие упреки игнорируют реальное положение дел.
Освобождение мира от угрозы, которое несет ОМУ, в том числе ядерное, остается одним из важнейших приоритетов Российской Федерации. В течение многих лет Россия твердо следует этому курсу, подтверждением чему служат непрерывные сокращения и ограничения ядерного арсенала, предпринимаемые в соответствии с международными договорами по контролю над вооружениями.
Каковы же реалии в этой сфере?
В результате выполнения этих договоренностей количество стратегических наступательных вооружений сокращено нами за последние двадцать лет в пять раз. Были полностью ликвидированы два класса ракетно-ядерных вооружений – баллистические и крылатые ракеты средней и меньшей дальности. В четыре раза сокращены запасы нестратегического ядерного оружия, при этом остающаяся часть еще два десятка лет назад переведена в неразвернутое состояние и сосредоточена в местах хранения на национальной территории. Разве это не наглядный пример «деалертинга» ядерных вооружений?
В настоящее время Россия и США планомерно работают над выполнением Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Основной задачей является выход к февралю 2018 года на предусмотренный Договором уровень в 1 тыс. 550 боезарядов.
При этом всего за пять лет действия ДСНВ-2010 мы почти в три раза сократили наши ядерные арсеналы, уже обеспечив самый низкий их уровень с конца 50-х – начала 60-х годов. До достижения предусмотренных Договором «потолков» осталось совсем немного, мы эту задачу выполним обязательно. О каком «застое» при таких результатах может идти речь?
Наша страна открыта к рассмотрению возможных дальнейших шагов в сфере ядерного разоружения. Это неоднократно подчеркивал президент России В.В.Путин. Принципиально важно правильно выбирать приоритеты, в основе которых будет лежать четко оформленная комплексная стратегия продвижения по этому пути, а не оторванное от реальности прожектерство.
Нас тревожит складывающаяся в последнее время ситуация на многосторонних разоруженческих площадках. Обеспокоенны тем, как «антиядерные радикалы» пытаются оформить запрет на ядерное оружие. Продвигается иллюзорное мнение о том, что принуждение ядерных держав к отказу от арсеналов ускорит процесс разоружения. При этом их интересы в сфере безопасности, как и стратегические реалии, не учитываются.
Мы с уважением относимся к взглядам тех, кто выступает за отказ от ядерного оружия. Сами разделяем благородную цель построения безъядерного мира. Вопрос, однако, состоит в том, как выстраивать пути реального продвижения к этой цели, не подрывая при этом стратегическую стабильность и международную безопасность, т.е. не ввергая весь мир в хаос и опасную непредсказуемость.
Мы считаем, что приоритетом на нынешнем этапе должен быть не запрет ядерного оружия, который стал бы сугубо пропагандистской акцией, а серьёзная совместная работа по последовательному формированию международных условий и среды, которые способствовали бы продвижению по пути ядерного разоружения при обеспечении равной и неделимой безопасности для всех без исключения государств. Именно такой подход был зафиксирован в консенсусном Плане действий, принятом на Обзорной конференции ДНЯО 2010 года. Попытки забвения или ревизии соответствующих формулировок этого важнейшего документа считаем контрпродуктивными.
Для серьезной работы в направлении ядерного разоружения у международного сообщества есть весь необходимый инструментарий. В первую очередь, это - ДНЯО. Ориентированной на перспективу «дорожной картой» достижения безъядерного мира является упомянутый План действий.
Договор и решения его Обзорных конференций, а также ооновская разоруженческая «триада», в нынешнем виде одобренная на первой спецсессии Генассамблеи по разоружению в 1978 г. (Первый комитет, Конференция по разоружению, Комиссия по разоружению), являются продуктом консенсусного волеизъявления государств-участников. Консенсус, как важнейший принцип принятия решений по вопросам разоружения, заложен в основу деятельности переговорного органа ООН - Конференции по разоружению, которой поручено заниматься вопросами ядерного разоружения.
Попытка юридически обязывающего запрета на ядерное оружие в современных условиях совершенно оторвана от реальности. Такой курс не приведет к скорейшему ядерному разоружению.
Г-н Председатель,
Механическое принуждение ядерных держав к отказу от ядерных арсеналов без учета стратегических реалий и законных интересов государств в сфере безопасности не способствует продвижению к общей цели - безъядерному миру - на основе апробированных принципов. Напротив, оно ведёт к разобщенности и поляризации, или к прямому антагонизму между сторонниками различных точек зрения. В результате может пострадать целостность режима ДНЯО — единственного юридически обязывающего инструмента ядерного нераспространения и разоружения. Появление альтернативной переговорной площадки может привнести осложнения в работу ДНЯО.
Одновременно будет нанесен ущерб и всем форумам, составляющим ядро ооновского разоруженческого механизма. С какими бы проблемами не сталкивались эти площадки, перспективы того, что можно создать похожую систему, но действующую по иным принципам, ничтожны. Россия не будет участвовать в сомнительных мероприятиях, по сути подрывающих основы ядерного нераспространения и разоружения. Есть основания полагать, что аналогичным образом поступят и другие ядерные державы. В результате созыв Конференции по запрету ядерного оружия будет лишен всякого смысла.
Благодарю Вас, г-н Председатель.