Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на заседании высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН по случаю Международного дня борьбы за полную ликвидацию ядерного оружия

Г-н Председатель,

В последнее время все громче звучат голоса тех, кто считает, будто в области ядерного разоружения ничего на практике не делается и доминирует один сплошной застой. Мы с такими упреками в корне не согласны, поскольку такие упреки игнорируют реальное положение дел.

Освобождение мира от угрозы, которое несет ОМУ, в том числе ядерное, остается одним из важнейших приоритетов Российской Федерации. В течение многих лет Россия твердо следует этому курсу, подтверждением чему служат непрерывные сокращения и ограничения ядерного арсенала, предпринимаемые в соответствии с международными договорами по контролю над вооружениями.

Каковы же реалии в этой сфере?

В результате выполнения этих договоренностей количество стратегических наступательных вооружений сокращено нами за последние двадцать лет в пять раз. Были полностью ликвидированы два класса ракетно-ядерных вооружений – баллистические и крылатые ракеты средней и меньшей дальности. В четыре раза сокращены запасы нестратегического ядерного оружия, при этом остающаяся часть еще два десятка лет назад переведена в неразвернутое состояние и сосредоточена в местах хранения на национальной территории. Разве это не наглядный пример «деалертинга» ядерных вооружений?

В настоящее время Россия и США планомерно работают над выполнением Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Основной задачей является выход к февралю 2018 года на предусмотренный Договором уровень в 1 тыс. 550 боезарядов.

При этом всего за пять лет действия ДСНВ-2010 мы почти в три раза сократили наши ядерные арсеналы, уже обеспечив самый низкий их уровень с конца 50-х – начала 60-х годов. До достижения предусмотренных Договором «потолков» осталось совсем немного, мы эту задачу выполним обязательно. О каком «застое» при таких результатах может идти речь?

Наша страна открыта к рассмотрению возможных дальнейших шагов в сфере ядерного разоружения. Это неоднократно подчеркивал президент России В.В.Путин. Принципиально важно правильно выбирать приоритеты, в основе которых будет лежать четко оформленная комплексная стратегия продвижения по этому пути, а не оторванное от реальности прожектерство.

Нас тревожит складывающаяся в последнее время ситуация на многосторонних разоруженческих площадках. Обеспокоенны тем, как «антиядерные радикалы» пытаются оформить запрет на ядерное оружие. Продвигается иллюзорное мнение о том, что принуждение ядерных держав к отказу от арсеналов ускорит процесс разоружения. При этом их интересы в сфере безопасности, как и стратегические реалии, не учитываются.

Мы с уважением относимся к взглядам тех, кто выступает за отказ от ядерного оружия. Сами разделяем благородную цель построения безъядерного мира. Вопрос, однако, состоит в том, как выстраивать пути реального продвижения к этой цели, не подрывая при этом стратегическую стабильность и международную безопасность, т.е. не ввергая весь мир в хаос и опасную непредсказуемость.

Мы считаем, что приоритетом на нынешнем этапе должен быть не запрет ядерного оружия, который стал бы сугубо пропагандистской акцией, а серьёзная совместная работа по последовательному формированию международных условий и среды, которые способствовали бы продвижению по пути ядерного разоружения при обеспечении равной и неделимой безопасности для всех без исключения государств. Именно такой подход был зафиксирован в консенсусном Плане действий, принятом на Обзорной конференции ДНЯО 2010 года. Попытки забвения или ревизии соответствующих формулировок этого важнейшего документа считаем контрпродуктивными.

Для серьезной работы в направлении ядерного разоружения у международного сообщества есть весь необходимый инструментарий. В первую очередь, это - ДНЯО. Ориентированной на перспективу «дорожной картой» достижения безъядерного мира является упомянутый План действий.

Договор и решения его Обзорных конференций, а также ооновская разоруженческая «триада», в нынешнем виде одобренная на первой спецсессии Генассамблеи по разоружению в 1978 г. (Первый комитет, Конференция по разоружению, Комиссия по разоружению), являются продуктом консенсусного волеизъявления государств-участников. Консенсус, как важнейший принцип принятия решений по вопросам разоружения, заложен в основу деятельности переговорного органа ООН - Конференции по разоружению, которой поручено заниматься вопросами ядерного разоружения.

Попытка юридически обязывающего запрета на ядерное оружие в современных условиях совершенно оторвана от реальности. Такой курс не приведет к скорейшему ядерному разоружению.

Г-н Председатель,

Механическое принуждение ядерных держав к отказу от ядерных арсеналов без учета стратегических реалий и законных интересов государств в сфере безопасности не способствует продвижению к общей цели - безъядерному миру - на основе апробированных принципов. Напротив, оно ведёт к разобщенности и поляризации, или к прямому антагонизму между сторонниками различных точек зрения. В результате может пострадать целостность режима ДНЯО — единственного юридически обязывающего инструмента ядерного нераспространения и разоружения. Появление альтернативной переговорной площадки может привнести осложнения в работу ДНЯО.

Одновременно будет нанесен ущерб и всем форумам, составляющим ядро ооновского разоруженческого механизма. С какими бы проблемами не сталкивались эти площадки, перспективы того, что можно создать похожую систему, но действующую по иным принципам, ничтожны. Россия не будет участвовать в сомнительных мероприятиях, по сути подрывающих основы ядерного нераспространения и разоружения. Есть основания полагать, что аналогичным образом поступят и другие ядерные державы. В результате созыв Конференции по запрету ядерного оружия будет лишен всякого смысла.

Благодарю Вас, г-н Председатель.