Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Министерства финансов Российской Федерации А.Ю.Белова на второй сессии Специального комитета Генеральной Ассамблеи ООН по разработке многостороннего правового механизма реструктуризации суверенной задолженности

Уважаемый г-н Председатель,

Россия во второй раз принимает участие в переговорах по разработке многостороннего правового механизма реструктуризации суверенной задолженности. И это не вопрос простого следования регламенту работы Комитета – вопрос разработки данного механизма под эгидой ООН остается крайне актуальным, несмотря на появление признаков усиливающегося интереса к проблеме по линии МВФ.

Россия не только на уровне различных международных организаций участвует в разработке мер, направленных на оптимизацию процесса реструктуризации суверенной задолженности, но и на практике реализует последние международные инициативы. Одной из них является модифицирование условий заимствований с целью снижения рисков возведения искусственных барьеров на и без того непростом пути достижения договоренностей об условиях реструктуризации между заемщиком и его кредиторами.

Тем не менее, мы понимаем, что отдельно взятых мер для снижения рисков, связанных с реструктуризацией задолженности, недостаточно, необходим комплексный подход. За последние 25 лет мы прошли через пять консолидаций Парижского клуба кредиторов, через две схемы реструктуризации, согласованные с Лондонским клубом, через обмен долговых облигаций, выпущенных по российскому праву на другие финансовые инструменты и, наконец, через практическое использование таких механизмов восстановления долговой устойчивости, как досрочное погашение ранее реструктурированного долга, а затем и обратный выкуп того, что от него осталось.

За этот же период в качестве страны-кредитора мы реструктурировали задолженности примерно 50 стран-дебиторов по линии Парижского клуба и задолженность еще около 20 суверенных государств в рамках двусторонних договоренностей.

Развивая тезисы, озвученные во время первого раунда переговоров по данной теме, мы обозначаем наше видение будущего многостороннего механизма реструктуризации суверенной задолженности следующим образом.

Первое. Россия выступает за разработку всеобъемлющего механизма реструктуризации суверенного долга в рамках трех основных подходов.

·               Во-первых, считаем необходимым распространить его на всех заемщиков вне зависимости от того, к какой группе экономик в соответствии с классификацией Всемирного банка относится суверенный дебитор, столкнувшийся с финансовыми проблемами.

·               Во-вторых, создаваемый механизм, изначально родившийся из дискуссий о реструктуризации задолженности по ценным бумагам, должен быть в определенной мере ориентирован и на формирование принципов, регулирующих процесс реструктуризации иных категорий суверенного долга.

·               В-третьих, полагаем, что такой механизм не может не содержать рекомендации и обязательства, касающиеся не только организации процесса реструктуризации суверенного долга, но и рекомендации и обязательства, связанные с процессом осуществления суверенным государством своих заимствований. Существенная доля ответственности при этом ложится и на самих кредиторов, которые вовлечены в процесс формирования комплексного подхода к долговым проблемам суверенных заемщиков.

Второе. В рамках указанного механизма необходимо зафиксировать принцип равенства интересов суверенного должника и его кредиторов. Порядок, условия, процедуры и принципы реструктуризации суверенного долга должны в равной степени обеспечивать баланс интересов сторон и создавать предпосылки для поддержания стабильности международной финансовой системы.

Третье. Полагаем необходимым поддержать предложения и инициативы, направленные на ограничение или полное устранение возможностей блокировать договоренности между дебитором и его кредиторами об условиях реструктуризации суверенного долга. С этой целью полагаем возможным закрепить в Международной конвенции о механизме реструктуризации суверенной задолженности положения об использовании в кредитной документации оговорки о коллективных действиях кредиторов в той редакции, которую сейчас предлагает Международная ассоциацией участников финансовых рынков (InternationalCapitalMarketAssociation, ICMA) и которая поддерживается МВФ. Это касается и оговорки, исключающей «дискриминацию» одного выпуска облигаций к другим, или т.н. оговорки «Pari Passu».

Стоит отметить, что в условия последних выпусков российских суверенных еврооблигаций еще в 2013 г. был внедрен ряд актуальных изменений, позволивших значительно снизить для России как страны-эмитента потенциальные юридические риски, а также создать прецедент, установивший новые стандарты условий выпуска облигаций, которые могут использоваться другими суверенными заемщиками.

В частности, Россия внедрила изменения в стандартную оговорку «Pari Passu», ограничив ее толкование юридической, а не финансовой стороной вопроса. Кроме того, Россия стала одним из первых суверенных эмитентов, не входящих в состав Европейского союза, в документации которых нашли отражение положения Соглашения о Европейском стабилизационном механизме, введенном в действие в 2012 году, в части доработки оговорки о коллективных действиях, касающейся процесса голосования по реструктуризации долга (т.н. Collective Action Clauses).

Четвертое. Мы разделяем точку зрения, что использование исключительно "контрактного" подхода не позволяет эффективно провести реструктуризацию суверенного долга. В то же время, мы все понимаем, что "законодательный" подход так или иначе предполагает делегирование части национального экономического суверенитета наднациональным институтам. По этой причине мы видим в основе механизма реструктуризации суверенного долга, в первую очередь, свод правил и принципов, которыми бы каждая из сторон руководствовалась на всех этапах этого сложного процесса. Можно смело утверждать, что «Rules Based Approach» соответствует этому подходу.

Пятое. Еще раз хотелось бы отметить в данной аудитории, что упомянутые выше правила и принципы в какой-то момент необходимо было бы считать юридически «связывающими» для всех заинтересованных сторон. Хотелось бы подчеркнуть исключительную важность определения этого момента, поскольку, как уже отмечалось выше, сохранение суверенитета в процессе принятия решений о реструктуризации долга было и остается важнейшей предпосылкой широкой поддержки разрабатываемого рамочного соглашения.

Шестое. По нашему мнению, в положения Рамочного соглашения необходимо включить пункт об обязательствах присоединившихся к ней стран не вводить политически мотивированные ограничения на допуск суверенных заемщиков на международные долговые рынки. Мы все понимаем, что такие ограничения препятствуют проведению операций по рефинансированию долга и при определенных обстоятельствах могут подталкивать страну-дебитора к проведению экономически необоснованной реструктуризации суверенной задолженности, ставя под угрозу как свои интересы, так и интересы ее кредиторов.

Седьмое. Особое внимание необходимо уделить достижению договоренностей о процедуре активации разрабатываемого механизма реструктуризации суверенной задолженности. Мы не поддерживаем идею о том, чтобы соответствующее решение оставалось за дебитором, так как в этом случае резко возрастает риск проведения агрессивной заемной политики.
Не считаем также оптимальным положение, при котором право такой активации "де-факто" принадлежит МВФ. Полагаем, что миссия Фонда должна сводиться к разработке вариантов решения долговой проблемы испытывающего трудности суверенного дебитора при резервировании права окончательного выбора схемы облегчения долгового бремени за должником и его кредиторами.

Реализация указанных инициатив позволит, на наш взгляд, обеспечить комплексный подход к вопросу создания эффективного механизма реструктуризации суверенной задолженности. В конечном итоге решение такой задачи лежит в сфере стратегических интересов и суверенных заемщиков  их кредиторов, и мирового финансового рынка в целом. Мы удовлетворены тем, что разосланные материалы под названием «Towards a multilateral debt workout process» в значительной мере отражают тот подход, который мы разделяем. В случае если дискуссия вокруг данного документа получит развитие, мы будем готовы высказать свои более детальные соображения.

Благодарю за внимание.