Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по пункту 11 повестки дня «Спорт на благо развития и мира»

 

Г-н Председатель,

Россия высоко оценивает роль ООН в деле укрепления международного спортивного сотрудничества, способствующего преодолению межнациональной и межрелигиозной вражды, укреплению взаимопонимания между народами, достижению межцивилизационного согласия. Спорт обладает гигантским объединяющим потенциалом. В нынешних непростых условиях как никогда важно продолжать усилия, направленные на то, чтобы превратить его в средство достижения солидарности, терпимости и культурного многообразия, движущую силу комплексного социально-экономического развития.

В нашей стране этим вопросам неизменно уделяется первостепенное внимание. Накоплен богатый опыт проведения крупнейших международных соревнований. За время подготовки к Олимпийским и Паралимпийским зимним играм в Сочи 2014 года были построены уникальные спортивные объекты, создана современная транспортная и курортная инфраструктура. Помимо мощного социально-экономического эффекта эти игры стали серьезным импульсом к дальнейшему развитию массового спорта в стране. За последние несколько лет число тех, кто регулярно занимается спортом, выросло почти на 35%.

Сегодня перед Россией стоит не менее амбициозная задача – подготовка и проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года. Мы боролись за право проведения этого крупнейшего соревнования открыто, с желанием продвигать идеи этого самого популярного в мире вида спорта. Делается все, чтобы чемпионат прошел на самом высоком уровне. Масштабность стоящих задач превосходит все предыдущие проекты, которые осуществлялись на территории России. Программа подготовки к чемпионату носит комплексный характер и в настоящее время включает строительство 269 объектов. Помимо собственно 122 объектов спортивной инфраструктуры, таких как стадионы и тренировочные поля, в их число входят объекты транспорта, в том числе авиационного, жилищно-коммунального хозяйства, энергоснабжения, гостиничного комплекса и здравоохранения.

Г-н Председатель,

В последние годы наблюдается опасная тенденция вмешательства политики в спорт, превращения его в инструмент формирования негативного образа стран и народов. Колоссальное политическое давление оказывается на Международный Олимпийский комитет и международные спортивные федерации. По сути ведется атака на фундаментальные принципы международного спортивного движения, на его независимость и целостность. Например, в преддверии сочинских игр мы испытали всю мощь антироссийской пропагандистской машины, когда в ход пускались не только голословные обвинения, но и фальсифицированные сведения.

Крайне политизированным и циничным считаем и беспрецедентное решение об отстранении от участия в Паралимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро всей паралимпийской сборной России.

Целенаправленная кампания, мишенью которой стали наши атлеты, является воплощением несовместимых со спортом «двойных стандартов» и принципа коллективной ответственности. Против наших спортсменов так и не было выдвинуто конкретных доказательных обвинений. Они были отстранены от соревнований только по признаку принадлежности к российской сборной. В результате пострадали не только они. Фактически был нанесен удар по престижу всего мирового спорта, Олимпийского и Паралимпийского движения.

Г-н Председатель,

Россия открыта для сотрудничества в борьбе с допингом. Мы ведем надлежащее расследование соответствующих утверждений, намерены обеспечить эффективное функционирование системы предотвращения допинга в спорте. В этих целях реализуется Национальный план по борьбе с допингом. Ужесточается законодательство, предусматривающее ответственность, в том числе уголовную, за применение, распространение и склонение к использованию допинга. Действует Независимая общественная антидопинговая комиссия. Для обеспечения абсолютной независимости национальных антидопинговых структур вносятся необходимые изменения в деятельность Российского антидопингового агентства, увеличивается его финансирование. На этом направлении мы активно взаимодействуем с профильными международными организациями и Международным олимпийским комитетом. В обществе утверждается культура, основанная на полном неприятии допинга и запрещенных препаратов. Эта большая организационная, просветительская, образовательная и агитационная работа в нашей стране будет продолжена.

Однако явно назрела настоятельная необходимость разобраться, так ли все благополучно за пределами России. В этом плане, в частности, недопустимо игнорировать ставшую достоянием спортивной общественности информацию о том, что антидопинговые органы негласно давали «добро» на использование сильнейших препаратов спортсменам, которые на протяжении многих лет выигрывали крупнейшие соревнования, зарабатывая десятки миллионов долларов. Утверждения, что они при этом страдали тяжелыми недугами, противоречат здравому смыслу. Особенно лицемерно все это выглядит на фоне отстранения паралимпийцев лишь по «подозрению». Вряд ли такая ситуация может восприниматься как укладывающаяся в понятия справедливости, равного подхода и «честной игры». Предлагаем обсудить ее на площадке Организации Объединенных Наций.

Международная система противодействия допингу должна стать прозрачной, обеспечивать безусловное равенство всех атлетов. В целом необходимо разработать единые международные требования допинг-контроля. Не только спортсмены, но и общественность должна иметь доступ к соответствующей информации, связанной с проведением проверок.

Г-н Председатель,

Спорт по праву называют уникальным языком человеческого общения. Необходимо сделать все, чтобы обеспечить чистоту спорта, чтобы он был абсолютно открытым и далеким от политики, а его идеи и ценности объединяли страны и народы.