Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации в Третьем комитете 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по пунктам 70 и 71 повестки дня «Ликвидация расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» и «Право народов на самоопределение»

Господин Председатель,

Борьба с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью стала одним из движущих факторов создания и развития ООН. Она справедливо рассматривается как одно из важнейших направлений деятельности Организации в правозащитной сфере. Речь идет о поистине глобальном вызове, требующем слаженных и скоординированных действий всех заинтересованных сторон. На практике же вместо объединения усилий приходится сталкиваться с серьезными расхождениями в подходах государств-членов Организации, профильных международных структур и представителей гражданского общества, что существенно снижает эффективность соответствующих мер.

За год, прошедший со времени нашей последней дискуссии в Генассамблее ООН по данной проблематике, ситуация не претерпела изменений к лучшему. Напротив, во многих странах мира наблюдается рост различных проявлений расизма, ксенофобии и нетерпимости. Все большую тревогу вызывает широкое использование расистской риторики со стороны политических партий и отдельных политиков, которые тем самым стремятся заручиться поддержкой потенциального электората. В публичном пространстве, в первую очередь в СМИ и в Интернете, весьма популярны откровенно расистские лозунги и призывы, практически беспрепятственно распространяются разного рода экстремистские идеи и убеждения. На этом фоне абсолютно безответственной выглядит позиция тех государств, кто откровенно бездействует, прикрываясь ссылками на право на свободу выражения мнения, якобы являющееся абсолютным. Нередки и проявления «двойных стандартов» в реакции на схожие по своей сути ситуации.

Подтверждаем, что подобная позиция не только в корне ошибочна, но  и противоречит целостному и комплексному подходу к правам человека. Убеждены, что следует проводить четкое различие между упомянутой негативной практикой и тем, что принято именовать «свободой слова». На это же указывает Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, статья 4 которой требует от государств-участников этого договора преследовать указанные проявления расизма, расовой дискриминации и ксенофобии в уголовном порядке.

А тем временем в центре Европы не просто продолжается, а набирает силу практика чествования ветеранов подразделений «Ваффен-СС» и разного рода коллаборационистов. Тех, кто сотрудничал с нацистами и совершал военные преступления и преступления против человечности, возводят в ранг национальных героев и участников национально-освободительных движений. В ряде стран развернулась настоящая война памятникам и монументам в честь тех, кто освобождал Европу и весь мир от нацизма и фашизма. Как такое может происходить в государствах, чьи народы на себе испытали все последствия практической реализации разного рода «теорий расового превосходства»?

Господин Председатель,

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а также Дурбанская декларация и Программа действий и итоговый документ Дурбанской обзорной конференции определили правовые рамки борьбы с различными проявлениями расизма и расовой дискриминации. В этой связи представляется важным всемерное укрепление режима Конвенции, включая содействие в работе созданного в соответствии с ней Комитета по ликвидации расовой дискриминации. Российская Федерация считает недопустимыми любые попытки ограничить его компетенцию как она определена упомянутым международным договором, в частности в том, что касается урегулирования имеющихся между государствами-участниками разногласий.

Господин Председатель,

По-прежнему серьезную обеспокоенность у нас вызывает положение так называемых неграждан, а также в более широком плане сохраняющаяся дискриминация национальных меньшинств в странах Прибалтики. Считаем недопустимой ситуацию, когда в центре Европы более 300 тыс. человек лишены основополагающих прав и свобод человека.

Одна из тревожных тенденций касается принятых правительствами соответсвующих государств законодательных и практических мер, которые привели к значительному обострению проблемы защиты языков национальных меньшинств, в первую очередь в сфере образования. Поданный странами Прибалтики «дурной пример» оказался заразительным, подтверждением чего стало недавнее принятие закона об образовании на Украине, положения которого не могут быть охарактеризованы иначе, как дискриминационные. Свою обеспокоенность данным нормативным актом уже выразил ряд европейских государств, а также руководство международных организаций и НПО.

Господин Председатель,

Осуществление права народов на самоопределение, закрепленного в Уставе ООН, пактах по правам человека и Декларации ООН о принципах международного права, особенно важно для окончательного ухода от наследия колониализма, однако рассматривать его лишь в этом контексте означало бы намеренное упрощение вопроса. Убеждены, что для достижения справедливого международного порядка, при котором все народы могли бы выбирать свое политическое будущее в соответствии с Уставом ООН и нормами и принципами международного права, важно содействовать подлинному поощрению прав всех народов без применения «двойных стандартов» и продвижения конъюнктурных интересов отдельных государств и групп государств.

Благодарю Вас.