Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на пленарном заседании 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по п.101 повестки дня

Г-жа Председатель,

Российская Федерация внесла на рассмотрение Генеральной Ассамблеи проект резолюции в поддержку Договора о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности (ДРСМД).

В 2018 году исполнилось 30 лет со дня его вступления в силу. Не подлежит сомнению, что благодаря данному многостороннему соглашению, участником которого являются пять государств-членов, был внесен существенный вклад в укрепление международной безопасности и стабильности. Договор также стал важным шагом на пути к ядерному разоружению и весьма востребован и сегодня.

В практическом плане ДРСМД позволил не только полностью ликвидировать в арсеналах сторон два класса ядерных вооружений – баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней и меньшей дальности, но также и пусковые установки этих ракет, связанные с ними вспомогательные сооружения и оборудование, операционные базы.

Сегодня мы подошли к своего рода критической отметке: на повестке дня остро стоит вопрос о будущем данного Договора. Угроза его существованию возникла в октябре этого года, когда США публично и на самом высоком уровне заявили о своем намерении выйти из ДРСМД. Затем в декабре, заручившись поддержкой своих союзников по военному блоку НАТО, объявили даже дату «приостановки» выполнения ими своих обязательств по Договору – 2 февраля следующего года. На практике такой шаг означает, что Вашингтон в одностороннем порядке принял решение о снятии с себя установленного данным юридически обязывающим документом полного запрета на производство и развертывание запрещенных по Договору ракетных систем, в том числе и в их ядерном оснащении. При этом фактически открыто заявляется о намерении США размещать запрещенные по Договору категории вооружений в различных регионах мира, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Иными словами, речь идет о начале полномасштабной гонки вооружений, которая грозит мировому сообществу самыми серьезными последствиями.

Г-жа Председатель,

Хотел бы заверить, что Россия с самого начала делала все для сохранения ДРСМД в силе. У нас уже свыше 20 лет сохраняются озабоченности в отношении соблюдения США своих обязательств по Договору. Однако мы никогда не рассматривали это как повод для слома ДРСМД, отчетливо понимая, что таким образом будет разрушена одна из опор в архитектуре контроля над вооружениями, которая позволила в свое время разработать и заключить Договор о сокращении наступательных вооружений. В результате сложится новая реальность, чреватая дальнейшей деградацией обстановки в области международной безопасности.

Тем не менее, стремясь как можно быстрее выйти из Договора, американская сторона предприняла все для того, чтобы безосновательно обвинить мою страну в его нарушении. Речь идет о пресловутой ракете 9М729, о подозрениях США в отношении которой мы узнали лишь в ноябре 2017 года. Кстати сказать, это прямо подтверждается письмом за подписью постпреда США при ООН Никки Хейли, которое вы все получили вчера. В нем, в частности, подтверждается, что до этого момента Россия никоим образом не могла аргументированно отреагировать на озабоченности США. Не могли, потому что не знали о сути этих озабоченностей. После того, как появилась необходимая информация, мы на конкретных фактах и данных показали, что эта ракета не подпадает под действие ДРСМД. Мы были готовы к дальнейшим консультациям, однако Вашингтон решил попросту поставить нам ультиматум, выполнить который невозможно. Да мы и не будем этого делать, поскольку Договор таких форм «общения» не предусматривает. Прочтите его и сделайте вывод сами.

Убеждены, что такое развитие событий не отвечает ни интересам международного сообщества, ни целям и принципам всеобщего и полного разоружения.

Г-жа Председатель,

Представленный нами документ ставит своей основной целью дать возможность Генеральной Ассамблее ООН в соответствии со Статьей 11 Устава ООН высказать рекомендацию участникам ДРСМД в пользу его сохранения и продолжения выполнения ими взятых на себя обязательств в полном объеме.

Отмечаем, что наши контакты с делегациями, в том числе в формате неформальных консультаций, показали полное отсутствие каких-либо субстантивных возражений по нашему проекту. Единственные услышанные нами аргументы против проекта носили сугубо политический характер и исходили исключительно от военных союзников США по НАТО, по всей видимости, поддерживающих снятие с Вашингтона установленного Договором запрета на производство и развертывание ракетных систем средней и меньшей дальности, в том числе и в ядерном оснащении. При этом выдвигаемое данной группой стран обоснование в пользу такого шага не выдерживает никакой критики.

По сути, Российской Федерации вменяется в вину последовательное отрицание каких-либо нарушений по ДРСМД и неоднократно проявленная нами готовность вести диалог, в том числе на уровне технических экспертов, в условиях когда от нас скрывалась информация даже о самом предмете американских озабоченностей – не называлась ракета, которая вызывала сомнения у США. При этом поражает, что по мнению Вашингтона такие контакты, по всей видимости, должны иметь форму допроса, иначе как объяснить обращенную к нам претензию, что в ответ на обвинения США мы задаем вопросы? Для нас непонятно каким другим образом можно искренне пытаться разобраться в сути проблемы.

Со своей стороны, хотел бы напомнить про принятое 11 июня 2018 года совместное заявление мининдел стран ОДКБ, членами которой являются трое из пяти участников ДРСМД. В нем выражается коллективная обеспокоенность в отношении военных программ США, осуществляемых без должного учёта обязательств по Договору, и содержится настойчивый призыв приложить все необходимые усилия для разрешения проблемных вопросов.

Г-жа Председатель,

Убеждены, что "приостановление" государством-обладателем ядерного оружия своих обязательств по ДРСМД не только подорвет выполнение Статьи VI ДНЯО, но и является четким шагом в сторону новой гонки ядерных вооружений. В этом контексте мы приветствуем изложенную в упомянутом письме Н.Хейли инициативу о включении предложенной нами резолюции в категорию важных вопросов Генассамблеи в соответствии со Статьей 18 Устава ООН. Именно это вытекает из ее призыва принимать документ двумя третями голосов стран-членов. Жаль конечно, что для наших лицемерных американских коллег это всего лишь процедурная уловка, с помощью которой они хотят воспрепятствовать принятию нашего документа. И им есть чего бояться: число тех, кто разделяет наши озабоченности растет с каждым днем.

Призываем всех, кто уже приготовился нажать при голосовании по нашему проекту красную кнопку, подумать о том, что кнопка запуска ядерного удара – также красного цвета. Поэтому сделайте лучше выбор в пользу диалога и дипломатии, нажмите зеленую кнопку и поддержите наш проект. Он никоим образом не указывает, кто прав, кто виноват в возникшей ситуации, не содержит ни одного антиамериканского или антинатовского положения. Его единственная задача – высказать коллективную поддержку членов ООН дипломатическим усилиям по решению возникших проблем, поскольку последствия их нерешенности могут затронуть вопросы безопасности и национальные интересы всех без исключения стран-членов ООН.

Надеемся, что вы примете правильное и ответственное решение и проголосуете за наш документ.

Благодарю за внимание.