Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Е.А.Меликбекян на заседании Генеральной Ассамблеи по пункту повестки дня «Предотвращение вооруженных конфликтов»

Г-жа Председатель,

Россия проголосовала против резолюции Генеральной Ассамблеи 71/248. Мы считаем так называемый «механизм», от имени которого здесь находится г-жа Марши-Уэль, нелегитимным и не имеющим права на существование. Процесс его создания сопровождался такими вопиющими нарушениями международного права, что говорить о юридической значимости и допустимости его гипотетических «доказательств» просто зазорно. В любой уважающей себя стране уголовный процесс с материалом от этого органа едва ли возможен. 

Очень жаль, что Генеральная Ассамблея – в ущерб своему престижу - тратит время на обсуждение работы этой структуры и ее «доклада». Документ, кстати, довольно бессодержательный и едва ли отвечает критерию подотчетности, к которому апеллирует «механизм».

Но отсутствие транспарентности и неподотчетность – не самая большая проблема «механизма».

Начнем по порядку. Сирия не просила ООН о помощи в расследовании преступлений, совершенных на ее территории. Более того, в Дамаске недвусмысленно дали понять, что в таковом содействии не нуждаются. В этой связи хотели бы напомнить пункт 7 статьи 2 Устава о том, что ООН не имеет права на вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. Это относится и к порядку и правилам уголовных процессов, которые обязательно состоятся. В Сирии. После восстановления мира на этой многострадальной земле.

Далее. Уголовные расследования не относятся к функциям ГА. Механизмы с функцией по расследованию (investigation) в ряде случаев создавались Советом Безопасности, что согласовывалось с основной ответственностью Совета за поддержание международного мира и безопасности. В некоторых случаях ГА уполномочивала Генерального секретаря провести соответствующие переговоры с заинтересованным государством, при этом ключевым элементом являлось предварительное согласие этого государства.

Решив создать «механизм», который «концентрируется на доказательствах конкретных преступных деяний и решении фактических вопросов, касающихся уголовной ответственности конкретных лиц» (цитирую п.25 доклада), Генеральная Ассамблея действовала ultra vires, выйдя за пределы своих полномочий, указанных в Статьях 10, 11, 12 и 22 Устава ООН.

Резолюция 71/248 была кулуарно разработана и вброшена в Генеральную Ассамблею без согласия Сирийской Арабской Республики.

Создание такого «механизма» в отсутствие явно выраженного согласия Сирийской Арабской Республики или резолюции Совета Безопасности, принятой по Главе VII Устава ООН, является грубым нарушением принципов суверенного равенства всех членов Организации и невмешательства в их внутренние дела, закрепленных в Статье 2 Устава.

С учетом этих факторов резолюция 71/248 недействительна (null and void) и будет оставаться таковой. Как следствие, все, чем сам «механизм», а также Секретариат ООН занимаются после принятия этой резолюции, - вне рамок Устава ООН и международного права.

В частности, поскольку резолюция 71/248 явно противоречит Уставу ООН, «механизм» не может считаться вспомогательным органом, учрежденным Генеральной Ассамблеей, или обладать какой-либо правосубъектностью; такой «механизм» не может пользоваться привилегиями и иммунитетами по Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН и обладать правоспособностью заключать соглашения с государствами и другими структурами, включая международные организации. Все эти договоренности не имеют юридической силы. Речи о переводе «механизма» на финансирование из регулярного бюджета ООН также быть не может.

В силу вышеизложенного любые сведения или доказательства, «собранные, обобщенные, сохраненные и проанализированные» таким «механизмом», не могут использоваться для целей какого-либо потенциального уголовного процесса (национального или международного). А значит, его работа – не более чем политическая авантюра, в которую страны, выставляющие себя борцами за гуманизм и торжество справедливости, втравили ООН.

Российская Федерация не усматривает возможностей для сотрудничества с таким «механизмом».

Благодарю Вас, г-жа Председатель.