Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Е.Т.Загайнова на заседании Совета Безопасности ООН «Сексуальное насилие в конфликте как тактика войны и терроризма»

Г-н Председатель,

Позвольте поблагодарить приглашенных докладчиков за участие в заседании и вклад в дискуссию.

Мы с признательностью отмечаем деятельность г-жи Зейнаб Бангуры, которая недавно завершила работу на посту Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о сексуальном насилии в условиях конфликта, ее приверженность цели искоренения этого зла. Одновременно хотелось бы пожелать успехов недавно назначенному новому Специальному представителю г-же Прамиле Паттен.

Считаем проблему сексуального насилия в конфликте актуальной прежде всего в тех ситуациях, где этот аспект является доминирующим в контексте защиты гражданских лиц. Вместе с тем следует избегать попыток искусственной привязки проблематики сексуального насилия к вопросам поддержания международного мира и безопасности, а также предотвращения конфликтов. На наш взгляд, убедительные свидетельства того, что сексуальное насилие относится к первопричинам возникновения вооруженных конфликтов, отсутствуют; скорее, речь идет об одном из их отвратительных последствий.

Мы изучили доклад Генерального секретаря о сексуальном насилии в условиях конфликта за 2016 год, который содержит своего рода промежуточные итоги работы ООН на данном направлении.

Поддерживаем вывод о важности укрепления национального потенциала по предотвращению сексуального насилия в конфликте и обеспечению ответственности за него. Лишь через сотрудничество с правительствами государств, находящихся в условиях вооруженного конфликта, и при условии уважения их суверенитета можно добиться реального прогресса в вопросах борьбы с сексуальным насилием. Не менее важен подобный диалог, в том числе с подключением к нему религиозных лидеров и руководителей общин, других традиционных лидеров, в решении проблемы стигматизации жертв сексуального насилия, их реабилитации и реинтеграции в жизнь общества.

Не может не вызывать озабоченности информация о продолжающемся сексуальном насилии со стороны членов террористических групп, в особенности в Сирии и Ираке. Решительно осуждаем эту преступную практику. Призываем государства активней взаимодействовать в деле разрушения "теневой экономики" ИГИЛ, получающей доходы в том числе за счет торговли людьми, сексуального рабства и принудительной проституции.

Все эти случаи не должны оставаться безнаказанными. Их эффективное документирование и расследование относится в первую очередь к компетенции соответствующих властей. Что касается создания в нарушение Устава ООН так называемого "механизма" по расследованию в Сирии, о котором упоминает доклад, то позиция нашей делегации в этом отношении хорошо известна.

Г-н Председатель,

Не в первый раз приходится останавливаться на вопросах используемой терминологии в докладе. И дело тут не в каком-то академическом интересе, а в том, что подмена понятий может иметь существенные практические последствия. Наша делегация неоднократно обращала внимание на попытки расширительного толкования сферы охвата деятельности Совета Безопасности по борьбе с сексуальным насилием в конфликте (sexual violence in conflict), в том числе в связи с употреблением в последних докладах термина «связанное с конфликтом сексуальное насилие» (conflict-related sexual violence). По нашему мнению, такие, на первый взгляд, технические изменения на деле чреваты возможным выходом за рамки полномочий СБ и вмешательством в сферу ведения других органов ООН либо государств. Необходимо четко разграничивать сексуальное насилие как военное преступление и аналогичные уголовные деяния, не связанные с действиями сторон конфликта.

Исходим из того, что Совету Безопасности следует заниматься проблематикой сексуального насилия, имеющего прямую связь с вооруженным конфликтом в ситуациях, которые находятся на повестке дня СБ.

Далее. В концептуальной записке к сегодняшнему заседанию и докладе Генерального секретаря проблема сексуального насилия справедливо акцентируется в связи с бесчинствами террористов ИГИЛ, «Боко Хаарам», «Аш-Шабаб» и «Ан-Нусры». Однако почему-то в этом контексте речь идет о неких "группах экстремистов" или "насильственных экстремистов" (extremist, violent extremist groups). Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что эти и другие подобные террористические структуры следует называть именно террористическими.

Иное может привести к занижению тяжести преступлений их участников, двойным стандартам в антитерроре, что недопустимо. Именно на борьбу с актами терроризма ориентирован имеющийся обширный международный инструментарий, включая соответствующие конвенции и резолюции СБ ООН, и не надо создавать в этом плане двусмысленность. Призываем учитывать это при подготовке следующих документов по этой и другим темам.

Еще одна тенденция, которая стала особенно заметной в последнее время. Нередко сексуальное насилие рассматривается в качестве нарушения прав человека. Безусловно, это так. Однако в контексте вооруженного конфликта необходимо говорить прежде всего о международном гуманитарном праве. Именно из него следует, что не только правительственные структуры, но и негосударственные участники вооруженных конфликтов обязаны обеспечивать соблюдение норм, направленных против сексуального насилия, и должны нести ответственность за их нарушения.

Подобное смещение акцентов ведет к размыванию устоявшегося института защиты гражданских лиц, а также мандата спецпредставителя Генерального секретаря по сексуальному насилию в условиях конфликта, к дублированию работы в системе ООН. За подготовку докладов по данной проблематике стали браться структуры, не обладающие для этого ни компетенцией, ни достаточными знаниями в области методологии и существа проблемы. Для примера могу упомянуть недавний доклад УВКПЧ о сексуальном насилии, связанном с конфликтом на Украине, который грешит непрофессионализмом и смешением понятий.

А поскольку делегация Украины, озвучивая в очередной раз свои необоснованные обвинения в адрес России, ссылается на этот документ, напомним, что в нем содержится немало данных о многочисленных случаях избиений, пыток, в том числе электрическим током, угроз изнасилованием, принудительного обнажения и других преступлений в отношении мужчин и женщин, лишенных свободы правительственными силами. Можем порекомендовать и другие источники с аналогичной информацией.

Проводить соответствующие цитаты здесь не будем, поскольку это заняло бы слишком много времени.

Г-н Председатель,

В следующем месяце мировое сообщество в третий раз отметит Международный день борьбы с сексуальным насилием в условиях конфликта, учрежденный, чтобы продемонстрировать решимость и единство государств в отношении необходимости положить конец этой преступной практике. Мы бы хотели в заключение еще раз подтвердить нашу готовность к сотрудничеству на этом направлении в рамках СБ на основе принятых по этой теме резолюций.