Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации К.Е.Куликова в ходе общей дискуссии оперативного сегмента ЭКОСОС

Уважаемый г-н Председатель,

Благодарим Генсекретаря и его первого заместителя за подготовку докладов по репозиционированию системы развития ООН (СР), а также организацию серии брифингов по отдельным элементам их рекомендаций.

Мы поддерживаем основные устремления руководства, направленные на создание прозрачной и рациональной модели взаимодействия оперативных агентств, ориентированной на помощь странам в достижении устойчивого развития и искоренения бедности при безусловном соблюдении принципов национальной ответственности.

Однако даже после серии брифингов на повестке остается немало открытых вопросов. На фоне значительных затрат на проведение реформы и централизацию управления положительный эффект от реализации реформенного пакета не очевиден. Поскольку речь идет об уникальной структуре с капитализацией в 30 млрд. долл. США, считаем, что необходимо крайне взвешенно и продуманно подходить к его осуществлению.

Г-н Председатель,

В Четырехгодичном всеобъемлющем обзоре политики в области оперативной деятельности системы развития ООН (ООД, резолюция ГА 71/243) страны-члены определили направления дальнейшего совершенствования СР и последовательный алгоритм их реализации. ООД – это не просто плод хрупкого баланса интересов всех государств, но и гарантия согласия и взаимопонимания по общесистемным аспектам работы программ, фондов и специализированных агентств, участвующих в содействии достижению Целей устойчивого развития.

В этой связи мы не готовы действовать по принципу «все или ничего» как в отношении реформенного пакета, так и отдельных его предложений, выходящих за рамки ООД или идущих с ним вразрез.

В частности, не убеждены в правильности идеи отделения (а, по сути, создания заново) системы резидентов-координаторов (РК) и наделения их новыми полномочиями. В ООД (§53) закреплен коллегиальный и совместный принцип руководства системой РК. Представленная новая модель не учитывает данный принцип. Рекомендации слабо подкреплены расчетами и аргументами, отсутствуют альтернативные сценарии.

Спорными представляются утверждения об эффективности слияния Исполнительных советов программ и фондов СР на Нью-йоркской площадке. Сомнительно, что этот шаг позволит снизить издержки, особенно с учетом различий в членском и численном составе данных Исполсоветов, а также предложения об организации дополнительной сессии оперативного сегмента ЭКОСОС в Женеве. Если принять во внимание еще и фактор наличия специализированных мандатов у агентств, можно предположить, что это создаст дополнительный риск обострения конкуренции между ними и увеличит бюрократическую нагрузку. К тому же, обсуждение общесистемных вопросов, являющееся целью данной рекомендации, вполне можно проводить в рамках уже существующего сегмента ЭКОСОС.

С учетом непростой ситуации в области финансирования СР, проблематичной представляется идея учреждения новых органов. Это касается, в первую очередь, независимого подразделения по оценке. Хотя возможности проведения совместной оценки на данный момент несколько ограничены, вариант дробления одной из важнейших функций системы вместо ее укрепления на базе Объединенной инспекционной группы и неформальной Группы ООН в области оценки не представляется оптимальным.

Г-н Председатель,

Мы убеждены, что итогом дискуссий по предложениям Генсекретаря должен стать консенсусный документ, направленный в первую очередь на реализацию положений ООД и обеспечение потребностей стран, находящихся в наиболее уязвимом положении. Со своей стороны, готовы к конструктивному взаимодействию с нашими партнерами, включая этап межправительственного согласования по всем элементам доклада.

Благодарю Вас.