Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации В.А.Небензи на открытом заседании Совета Безопасности ООН по ситуации на Корейском полуострове

Уважаемый г-н Министр, приветствуем Вас в кресле Председателя,

Благодарим Генерального секретаря за брифинг о ситуации вокруг Корейского полуострова. Не вызывает сомнений, что в настоящее время мы переживаем одну из наиболее острых и драматичных фаз развития ситуации на Корейском полуострове. Без преувеличения можно сказать, что мир в этом регионе подвергается серьезному испытанию, а угроза перерастания противостояния в горячую фазу как никогда велика. Воинственная риторика, сопряженная с опрометчивой «игрой мускулами», привела к тому, что во всем мире всерьез стали гадать, будет война или нет. Как известно, в условиях такой напряженности один необдуманный либо неверно истолкованный шаг может привести к плачевным последствиям.

В России с тревогой наблюдают за опасным развитием ситуации в регионе. Конечно, мы едины в осуждении провокационной ракетно-ядерной активности Пхеньяна, которая в последние полтора года приобрела опасную динамику. Неприемлема ситуация, когда очередная ракета без всякого уведомления стартует с северокорейской территории, подвергая несоразмерным рискам жизни обычных граждан, в том числе морские и авиационные перевозки в регионе. Мы отвергаем такую деятельность КНДР, что подтверждается нашей поддержкой всех соответствующих санкционных резолюций Совета Безопасности, которые нами неукоснительно выполняются. Призываем северокорейские власти свернуть свои запрещенные программы и вернуться в режим нераспространения ДНЯО и контроля МАГАТЭ, причем в качестве неядерного государства.

В то же время всем должно быть ясно, что КНДР навряд ли откажется от ракетно-ядерных программ, пока будет ощущать прямую угрозу своей безопасности. Ведь именно так Пхеньян расценивает регулярные широкомасштабные маневры и учения США и их союзников в регионе.

Г-н Председатель,

Что касается международных санкций в отношении КНДР, то мы вновь хотим подтвердить нашу приверженность их выполнению. Вместе с тем, и мы неоднократно это подчеркивали, такие меры должны быть не самоцелью, а инструментом вовлечения этой страны в конструктивные переговоры по существующим вопросам. Дипломатия – это не только санкции. Санкции – это, вообще-то, не дипломатия, как некоторые партнеры пытаются нас уверить. По крайней мере, это не дипломатия в классическом понимании. Это крайний инструмент вовлечения, когда исчерпаны все остальные возможности. В дипломатическом арсенале есть целый набор иных методов. Во всех санкционных решениях Совета содержится еще и обязательный к выполнению политический компонент, о чем, к сожалению, многие забывают, фокусируясь лишь на рестрикциях. Решить ядерную проблему Корейского полуострова одними лишь санкциями и давлением на Пхеньян невозможно.

Санкции не должны использоваться ни для экономического удушения КНДР, ни для ухудшения гуманитарной обстановки. Особенно это касается односторонних рестрикций, которые бьют по гражданским отраслям, не связанным с ракетно-ядерными программами страны. Такие санкции являются причиной серьезного ухудшения условий жизни населения.

Кроме того, односторонние ограничения в обход или в «довесок» к тем, которые вводятся по линии СБ, подрывают эффективную реализацию решений Совета по политическому урегулированию ситуации на Корейском полуострове, не говоря уже о причиняемом ими ущербе законным интересам третьих стран.

Хотел бы сказать уважаемому Государственному секретарю США, что северокорейские рабочие на трудятся в России в рабских условиях. Они работают на основании межправительственных соглашений с КНДР, которые гарантируют их права. Кстати, если уж я к Вам обратился, уважаемый Госсекретарь, мы очень надеемся, что Ваши «четыре нет» станут основой подходов США к разрешению кризиса на Корейском полуострове.

Говоря о санкционном режиме СБ ООН, приходится признать, что предусмотренные им гуманитарные изъятия, по сути, не работают. Об этом Управление по координации гуманитарных вопросов недавно брифинговало профильный Комитет СБ 1718. Запрет на корреспондентские отношения с банками КНДР усложнил не только закупки за рубежом продовольствия и товаров на нужды народного хозяйства, но и финансирование пока еще работающих в стране ооновских гуманитарных агентств.

Г-н Председатель,

Безусловно, отказ КНДР выполнять соответствующие резолюции СБ ООН неприемлем. В то же время нельзя допустить каких-либо попыток решить застарелые проблемы региона военным путем. Достаточно обратиться к истории Корейской войны, чтобы это понять.

В нынешних условиях настоятельно призываем все вовлеченные стороны не допустить дальнейшей эскалации напряженности, которая сопровождает каждый новый цикл «реакций и контрреакций». Необходимо пересмотреть политику обоюдного давления и запугивания. Она результатов не приносит.

Исходим из необходимости комплексных подходов к урегулированию ситуации. Денуклеаризация Корейского полуострова невозможна без общей нормализации военно-политической обстановки, отказа от наращивания военной инфраструктуры, в том числе размещения в регионе элементов глобальной системы противоракетной обороны США, а также без сокращения масштабов проводимых маневров, без формирования атмосферы доверия между государствами Северо-Восточной Азии.

К сожалению, в последнее время мы наблюдаем обратную картину. На два с половиной месяца «тишины» со стороны Пхеньяна Вашингтон и его союзники ответили проведением внеочередных беспрецедентных по масштабам маневров и учений у границ КНДР в октябре и декабре, а также введением новых односторонних санкций и причислением ее к разряду государств-спонсоров терроризма.

Все эти шаги заставляют задуматься об искренности заявлений о предпочтительности мирных методов урегулирования кризиса вокруг КНДР.

Г-н Председатель,

Призываем заинтересованные стороны немедленно предпринять практические меры в целях деэскалации обстановки. В частности, следовало бы воздержаться от запланированных очередных военных учений. Разумеется, Пхеньян обязан прекратить ракетно-ядерные испытания.

Готовы к более тесному взаимодействию со всеми партнерами в целях скорейшего урегулирования проблем Корейского полуострова единственно возможными средствами, а именно – политико-дипломатическими, через взаимоуважительный диалог. Именно на это направлена российско-китайская «дорожная карта» урегулирования.

Призываем все вовлеченные стороны в период подготовки и проведения Олимпийских игр в Южной Корее воздержаться от каких-либо провокаций и необдуманных инициатив, а также использовать это время для поиска путей политико-дипломатического урегулирования.

Г-н Председатель,

В заключение хотел бы посоветовать выступавшему сегодня здесь министру иностранных дел Украины П.Климкину освящать своим присутствием те заседания Совета Безопасности, где изложение его легенд о произошедшем и происходящем на Украине будет по крайней мере хотя бы в отдаленной степени соответствовать повестке дня этого органа.    

Благодарю Вас.

 

После слов П.Климкина:

Г-н Предеседатель,

Буду предельно краток и не стану вступать с украинским министром иностранных дел в дискуссию по существу. Я рад, что сегодня в зале СБ ООН присутствует много людей, потому что они имели возможность воочию убедиться в неуважении украинской делегации к Совету Безопасности и к другим странам-членам ООН.