Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя России при ООН Д.А.Полянского в ходе общеполитической дискуссии сессии Комиссии ООН по разоружению

Уважаемая г-жа Председатель,

Прежде всего, разрешите поздравить Вас с избранием на этот ответственный пост и выразить надежду, что под Вашим профессиональным руководством нам удастся сохранить позитивную динамику в работе Комиссии ООН по разоружению (КОР), заданную ей в ходе прошлой сессии. 

Россия последовательно выступает за упрочение центральной роли ООН в деле поддержания глобальной стратегической стабильности и международной безопасности, усиления режимов контроля над вооружениями и нераспространения. Первостепенной задачей неизменно для себя видим всемерное укрепление ооновского разоруженческого механизма, неотъемлемой частью которого является КОР.

В этом году мы начинаем очередной трёхлетний цикл работы КОР с уже новой повесткой дня. Нам всем предстоит продолжить работу по согласованию рекомендаций для достижения цели ядерного разоружения и нераспространения, а также запустить дискуссию по совершенно новой тематике – подготовке рекомендаций для содействия практической реализации мер транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности в целях решения задач предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве. Российская делегация готова приложить максимум усилий для достижения результата на обоих направлениях.

Россия как ответственный и последовательный сторонник ядерного разоружения и построения мира, свободного от ядерного оружия, продолжает вносить свой особый вклад в этот процесс. 5 февраля с.г. мы подтвердили, что наша страна полностью выполнила свои обязательства по сокращению таких вооружений в рамках Договора о СНВ: наш суммарный потенциал оказался даже ниже предельных уровней носителей и боезарядов, установленных Договором. Таким образом, ядерный арсенал России уменьшен более чем на 85% по сравнению с пиком «холодной войны».

Убеждены, что усилия мирового сообщества применительно к ядерному разоружению на данном этапе должны быть сосредоточены на создании предпосылок для дальнейших шагов в этой сфере. С одной стороны, необходимо подключение к усилиям по сокращению и ограничению ядерных вооружений всех государств, обладающих военным ядерным потенциалом. С другой стороны, особую востребованность приобретают планомерные коллективные действия по формированию благоприятных условий для продолжения процесса ядерного разоружения, включая обеспечение безопасности, как в глобальном, так и в региональном измерениях.

Для этого необходимо учитывать весь комплекс факторов, влияющих на международную стабильность, включая ничем не ограниченное развёртывание системы глобальной ПРО США, разработку высокоточных стратегических наступательных вооружений в неядерном оснащении, нежелание США отказаться от планов вывода ударных вооружений в космос, нарастающие количественные и качественные дисбалансы в сфере обычных вооружений и т.д.

Предметом особой озабоченности становится разработка в отдельных странах доктринальных документов, которые предусматривают существенное повышение роли ядерного оружия в военном планировании при резком понижении «порога» его применения. Считаем неприемлемой и продолжающуюся практику т.н. «совместных ядерных миссий» НАТО, в рамках которых к тренировкам по обращению с ядерным оружием привлекаются неядерные страны блока, что является прямым нарушением положений ДНЯО. Всё это увеличивает риски ядерного конфликта.

История учит, что попытки укрепить свою безопасность за счёт безопасности других обречены на провал. Необходим углублённый диалог, в котором такие понятия, как «равноправие», «взаимное уважение», «консенсус» носят не декларативный, а инструментальный характер. Только такой подход позволяет найти устраивающий всех баланс интересов и обеспечить учёт ключевых вопросов международной безопасности. Мы к такому разговору готовы.

В условиях нагнетания международной военно-политической напряжённости, чтобы исключить самые опасные для себя сценарии и сохранить стратегический баланс, нам пришлось принимать меры военно-технического характера, о которых объявил Президент России в Послании Федеральному Собранию (1 марта с.г.). Следует особо подчеркнуть, что все работы по укреплению обороноспособности нашей страны проводились и проводятся при строгом соблюдении всех действующих соглашений в области контроля над вооружениями.

Без учёта всех факторов, влияющих на стратегическую стабильность, без опоры на принципы обеспечения равной безопасности для всех невозможно двигаться и по пути ликвидации ядерного оружия. Эту задачу нельзя решить и теми методами, на которые опирается открытый к подписанию Договор о запрещении ядерного оружия.

Эта инициатива не только не способствует продвижению к цели построения безъядерного мира, которую мы полностью разделяем, но и создает проблемы для поддержания жизнеспособности и обеспечения эффективности основополагающего Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Международная договорённость такого рода могла бы стать актуальной только тогда, когда будет необходимо обеспечивать необратимость уже достигнутых результатов ядерного разоружения. В нынешних же условиях ставить вопрос о возможности немедленного и полного отказа от ядерных арсеналов просто ни чем не обосновано.

Предметом нашей серьезной озабоченности остается ситуация вокруг Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) в связи с отходом одного из ключевых государств от линии на ратификацию и поддержку вступления этого документа в силу. 

В нынешних условиях ДВЗЯИ как никогда нужна поддержка и опора со стороны всего международного сообщества. Необходимо активизировать такую работу на всех уровнях и на всех профильных площадках.

Удовлетворены тем, что участники первой сессии Подготовительного комитета (ПК-1) Конференции 2020 г. по рассмотрению действия ДНЯО в целом подтвердили свое стремление совместно работать в интересах обеспечения устойчивости и универсализации ДНЯО, 50-летнюю годовщину со дня открытия к подписанию которого мы в этом году отмечаем. В условиях, когда обостряются противоречия по ряду вопросов повестки дня этого Договора, необходимо сосредоточить усилия на сохранении его режима и выполнении решений предыдущих обзорных Конференций.

Безальтернативным считаем сбалансированный подход к рассмотрению трех составляющих ДНЯО – ядерное нераспространение, ядерное разоружение и мирное использование атомной энергии – с акцентом на поддержание и укрепление международной стабильности, мира и безопасности. Исходим из того, что основой для работы по-прежнему остаётся План действий 2010 г. Он полностью сохраняет свою актуальность.

Россия была и остаётся приверженной своим обязательствам по Конвенции о запрещении химического оружия. В прошлом году мы завершили ликвидацию нашего химарсенала. Уничтожение российского химического оружия было подтверждено ОЗХО.

Какие-либо инсинуации о том, что Россия якобы «сохраняет» или «продолжает разрабатывать» химическое оружие, и указания на якобы имеющийся «российский след» в инспирированном в Великобритании «деле Скрипалей» считаем абсолютно беспочвенными и абсурдными. Если у государств, бросающих или поддерживающих такие обвинения, имеются доказательства причастности России к подобным инцидентам, то они должны быть предъявлены. Реагировать на какие-то беспочвенные обвинения и инсинуации считаем бессмысленным. Мы, как известно, направили список конкретных вопросов британской стороне и будем добиваться конкретных ответов на них, а не рассуждений в духе «highly likely». В противном случае будем исходить из того, что здесь имеет место целенаправленная провокация британских и американских спецслужб.

Одним из внешнеполитических приоритетов нашей страны остаётся сохранение космического пространства свободным от оружия и любых силовых действий. Считаем эту задачу не менее, а может быть и более важной, чем полная ликвидация ядерного оружия, а самое главное – практически реализуемой.

Для решения задач ПГВК необходимо вести работу сразу по нескольким направлениям.

По-прежнему в качестве ключевой на этот счет инициативы рассматриваем российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК). Несмотря на внушительную международную поддержку и заинтересованность в выработке данного документа, к глубокому сожалению, из-за проблем согласования программы работы КР, предметную работу по нему запустить не удаётся.

В целях придания дискуссиям по ПГВК более углублённого характера в прошлом году мы с нашими китайскими друзьями выступили с инициативой учреждения Группы правительственных экспертов ООН по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве. Одобрение в декабре 2017 г. ГА ООН соответствующей российско-китайской резолюции открыло реальную возможность создать серьёзный задел для перехода к переговорам по международному соглашению по ПГВК на основе ДПРОК.

Нельзя не упомянуть об усилиях, предпринимаемых на площадке Комитета ООН по космосу в Вене по разработке свода руководящих принципов обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности.

Считаем, что Комиссия ООН по разоружению способна внести существенный и неоценимый вклад и в эти многосторонние усилия в соответствии со своим мандатом. В качестве конечной цели деятельности профильной Рабочей группы КОР видим подготовку рекомендаций по практическому осуществлению МТДК, которые могли бы использоваться в целях предотвращения гонки вооружений в космосе. Надеемся, что у нас это получится.

Г-жа Председатель,

В заключение разрешите подтвердить готовность российской делегации к самому плотному взаимодействию.

Спасибо за внимание.