Выступление представителя Российской Федерации И.Е.Харитонова в ходе общих дебатов 51-й сессии Комиссии по народонаселению и развитию
Г-н Председатель,
Позвольте поздравить Вас и членов Бюро Комиссии с избранием и выразить готовность нашей делегации к конструктивному и плодотворному взаимодействию в целях успешного проведения ее 51-й сессии.
Россия исходит из того, что принятая в 1994 году Программа действий Международной конференции по народонаселению и развитию является основополагающим документом для международного взаимодействия на этом направлении. Она тесно взаимосвязана с Повесткой дня устойчивого развития на период до 2030 года и Новой городской повесткой дня.
Благодарим Генерального секретаря за содержательный доклад об осуществлении программ в области народонаселения с упором на экологически устойчивые города, перемещение людей и международную миграцию. Разделяем тезисы о том, что мобильность населения и международная миграция являются одними из ключевых особенностей современного мира, в существенной мере влияющими на устойчивое развитие.
Поддерживаем выводы доклада о важности использования новых возможностей в контексте урбанизации и устойчивого развития сельских и городских районов, направленных на развитие человеческого потенциала, в особенности молодёжи, и обеспечение равного доступа к услугам в области здравоохранения, образования и безопасного транспорта. Выступаем также за необходимость оказания первоочередного содействия государствам, переживающим последствия природных катаклизмов или вооруженных конфликтов, в восстановлении жилищного фонда, базовой инфраструктуры, и обеспечении доступа к основным услугам.
Г-н Председатель,
Комплексный характер и сложность задач, связанных с современными миграционными процессами, требуют слаженного международного сотрудничества. В этой связи разделяем тезис о важной роли будущего Глобального договора о безопасной, упорядоченной и регулируемой миграции, который станет добровольным инструментом реагирования на вызовы глобальной миграции.
В нашей стране миграционные процессы играют особо значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии. За последние два десятилетия в России миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения.
Реализуемая в стране "Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года" направлена на обеспечение национальной безопасности, стабилизации и увеличение численности постоянного населения России, содействие обеспечению потребности российской экономики в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности её отраслей.
Для реализации поставленных в Концепции задач наша страна формирует общий рынок труда совместно с партнерами по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). В частности, вырабатывается общая политика в сфере трудовой миграции, создаются благоприятные условия для работающих в России граждан из стран-членов ЕАЭС, предоставляется социальное обеспечение, медицинское обслуживание, зачет трудового стажа, а также перевод пенсий.
Нормами Договора о ЕАЭС предусмотрена возможность оказания бесплатной скорой и медицинской помощи трудящимся и членам их семей независимо от наличия медицинского страхового полиса. Без каких-либо дополнительных процедур напрямую признаются документы об образовании. Дети трудовых мигрантов, совместно проживающие с ними на территории государства трудоустройства, имеют право на посещение дошкольных учреждений и получение образования в соответствии с законодательством принимающего государства.
Г-н председатель,
Наличие своевременных и достоверных демографических данных важно для выработки политики и осуществления программ в рамках последующей деятельности по реализации Программы действий Международной конференции по народонаселению и Повестки-2030.
В этой связи подчеркиваем важность мер по повышению надежности национальных систем демографических данных, а также укреплению потенциала в области эффективного сбора, анализа, защиты и использования таких данных в целях более эффективного оказания государственных услуг и принятия обоснованных стратегических решений. Наша страна имеет положительный проектный опыт в этой сфере, в том числе в партнерстве с Фондом ООН в области народонаселения в Киргизии и Белоруссии.
Хотели бы подчеркнуть, что разработка и осуществление демографической и миграционной политики являются суверенным делом каждого государства. В этой связи считаем недопустимым насаждение единообразного подхода к решению вопросов народонаселения и развития и последовательно выступаем за необходимость учета социально-экономических, экологических, культурных и религиозных особенностей государств при разработке подхода к реагированию на демографические и миграционные вызовы. Неоправданная политизация проблематики народонаселения и развития, рассмотрение ее исключительно через правочеловечесткую призму усугубляет разногласия между государствами-членами Комиссии и негативно сказывается на мобилизации усилий на глобальном уровне.
Уверены, что залогом эффективности наших коллективных усилий должна быть концентрация на объединяющих целях и задачах в области народонаселения.
Благодарю за внимание.